10 августа
Россия покупает пальмового масла больше, чем молока.
О вреде пальмового масла и его влиянии на организм человека ведутся споры, однако его поставки в Россию растут, как и объемы фальсификата на рынке молочной продукции. Сколько мы покупаем пальмового масла?
Спасибо санкциям
Поставки масложировой продукции стали расти после введения продуктового эмбарго, под которое попало иностранные молоко и молокосодержащая продукция из Евросоюза, США, Канады и других стран. Поставки многих продовольственных товаров сократились уже в 2015 году на 20-40%. При этом импорт пальмового масла продолжал уверенный рост. Ему не помешал ни упавший курс рубля, ни сокращающийся потребительский спрос.
В 2015 году ввоз пальмового масла вырос на четверть и достиг 888,9 тысячи тонн. В 2016 году он незначительно сократился – на 0,4% до 885,1 тысячи тонн.
Масштабы поставок пальмового масла в РФ довольно велики. Это более 76% от объема импорта всей масложировой продукции, включая подсолнечные и оливковые масла, животные масла и жиры, маргарины, глицерины и прочую продукцию товарной группы 15 ТНВЭД ЕАЭС.
Если сравнивать с другими товарами, то различия еще более внушительны. По данным ФТС России, в 2016 году мы ввезли пальмового масла в физическом выражении в 3,6 раза больше, чем свежего молока и сливок, в 8,44 раза больше, чем сливочного масла и в 4 раза больше, чем сыров и творога.
Что же привлекает производителей и импортеров в пальмовом масле? С одной стороны, это консистенция и свойства. Пальмовое масло напоминает спред и может широко применяться не только в молочной промышленности, но и в других производствах как альтернатива маргарину. Однако решающее значение имеет его цена.
Средняя импортная цена 1 килограмма пальмового масла в 2016 году составляла 0,73 доллара за килограмм, в то время как оливковое стоило 3,47 доллара за килограмм, а его ближайший конкурент – подсолнечное масло – 0,85 доллара за килограмм.
Пальмовое масло бывает различных видов и продается как в жидком, так и в твердом виде. В Россию везут в основном в жидком виде, на твердые масла приходится только 15% всех поставок.
Ввоз пальмового масла, которое используется в технических, целях невелик – чуть более 1% – а весь остальной объем идет на нужды пищевой промышленности.
Пальмовое масло привозят к нам из стран дальнего зарубежья. Главные поставщики – индонезийцы. Они везут более 83% всего пальмового масла поставляемого в РФ. В 2016 году они продали нам 735,5 тысячи тонн такой продукции, что меньше, чем в 2015 году на 2%. Среди других крупных поставщиков – Нидерланды и Малайзия. Они в 2016 году увеличили свои поставки на 2,7% и 16% соответственно. Есть в перечне поставщиков и другие страны, к примеру, Франция, Нигерия, Япония, Индия, Украина.
Однако забрать пальму первенства у индонезийцев не так-то просто. Они предоставляют импортерам самые низкие цены. В 2016 году они продавали в среднем по ценам в 0,69 доллара за килограмм, в то время как те же малазийцы везли уже по 0,79 доллара за килограмм, а голландцы в среднем по 0,88 доллара за килограмм.
Пальмовое масло взамен молока
Спрос на пальмовое масло и его фракции у производителей стал расти после того, как из-за эмбарго на наш рынок стало меньше поступать импортных сыров, молока, творога, сметаны и другой молочной продукции. До санкций, в 2013 году, на импортное молоко и молочную продукцию на нашем рынке приходилось 22%, такую оценку приводит Национальный союз молокопроизводителей России. Теперь эту долю рынка поспешили занять наши производители. Однако увеличить объемы собственного молочного производства – задача не на один год, а ввозить молоко из-за рубежа теперь дорого, потому что курс рубля опустился вслед за ценами на нефть.
В результате на протяжении последних лет органы статистики фиксируют удивительную ситуацию. При том, что собственное производство молока буксует, а импортного молока мы ввозим меньше, чем до санкций, производство молочной продукции у нас растет.
По данным Росстата, производство молока у нас с 2013 года не выходило за пределы 30,8 миллиона тонн, а в 2016 году даже немного сократилось – на 0,3%, с 30797 тысяч тонн до 30724 тысяч тонн. При этом импорт молока с 2013 года стабильно сокращался – в среднем на 10-12% в год.
В то же время производство молочной продукции у нас продолжает демонстрировать рост, об этом также говорят цифры Росстата. Так, в 2016 по сравнению с досанкционным 2013 годом производство сливочного масла выросло на 12%, спредов –на 20%, сыров – на 36%, а сырных продуктов – на 57%.
С токи зрения фальсификации, именно молочную продукцию подделывают чаще всего. Она часто не отвечает стандартам, ее состав не соответствует фактическому содержанию, а вместо молочного жира используются растительные жиры.
Оценки объемов фальсификата с использованием пальмового масла разнятся. Минпромторг подсчитал, что его доля на молочном рынке составляет 20%, а глава Россельхознадзора Сергей Данкверт годом ранее озвучивал цифру в 50%. Независимые экспертные оценки пугают еще больше. Исполнительный директор Ассоциации переработчиков по противодействию фальсификации молочной продукции Александр Бражко в своем интервью RNS сообщил, что доля фальсифицированной продукции среди недорогих сливочных масел и сыров достигает 90%. Речь шла о низком ценовом сегменте – о сыре и масле, которые стоят дешевле 400 рублей за килограмм. При этом эксперт отметил, что продукты, которые стоят, к примеру, 350 рублей за килограмм – это заведомо фальсифицированные продукты, потому что таких отпускных цен у производителей нет.
Куда еще добавляют пальмовое масло?
Молочная продукция считается одной из самых фальсифицируемых среди других продуктов питания, однако она далеко не единственная. Пальмовое масло широко используется при производстве хлеба и сладкой выпечки – булочек, кексов, печенья, шоколада чипсов, консервов, каш и супов быстрого приготовления. Сегодня его стали добавлять даже в детское питание.
Оно широко применяется не только для фальсификации продукции, но и как более дешевый заменитель других растительных масел, для того, чтобы в конечном итоге снизить себестоимость продукции. В условиях невысокой платежеспособности большинства покупателей, многие производители продукции пытаются сдерживать рост цен, однако компенсировать растущую налоговую нагрузку на бизнес приходится за счет себестоимости. В результате с каждым годом ее доля в цене продукции становится ниже. И все это в ущерб качеству продукции. Об этом наглядно говорят данные Росстата. Так, доля затрат на себестоимость в цене товара по сыру сократилась с 47,1% в 2010 году до 44,4% в 2016 году, по сливочному маслу – с 59,98% до 55,9%, по творогу (не менее 5% жирности) – с 47,4% до 40,5%. При этом стабильно растут такие составляющие в цене, как уплата налогов и плата за доставку.
Таким образом, после того, как мы ввели продуктовое эмбарго, качественные иностранные продукты ушли с российского рынка. Заменить их пока нечем, а до тех пор, пока будут расти налоги и появляться всевозможные новые поборы с бизнеса, потребителей будут кормить пальмовым маслом.
Источник:провэд.рф