18 января

Кабмин РФ может вернуть плавающую пошлину на пшеницу, изменив целевую цену - эксперты

Механизм постоянных экспортных пошлин на зерно, который намерено разработать правительство РФ, может быть запущен путем отказа от ее ежегодного обнуления и возврата к плавающей формуле для оперативной реакции на изменения международных котировок, но с другим уровнем рублевой целевой цены, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.

Глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников в пятницу заявил, что правительство разработает механизм постоянных экспортных пошлин на зерно, действующий и после 30 июня, когда заканчивается действие пошлин, принятых в декабре. Подобный инструмент будет гибким, направленным, с одной стороны, на защиту российского рынка, а с другой - на создание стимулов для развития внутреннего производства зерна.

"Плавающий механизм экспортной пошлины на пшеницу в РФ был введен с 1 июля 2015 года... Соответствующее постановление кабмина было бессрочным, но с 2016 году размер пошлины ежегодно обнулялся, в том числе и до 2021 года. Таким образом, если будет решено вернуться к такому механизму, просто не надо принимать решение о обнулении, и он автоматически вступит в силу с 1 июля 2021 года. Я не исключаю, что будет возвращен этот механизм", - считает гендиректор аналитического центра "Прозерно" Владимир Петриченко.

Последний раз экспортная пошлина на пшеницу вводилась в феврале 2015 года - для стабилизации ситуации на внутреннем рынке зерна. Решение о ее введении было принято в конце декабря 2014 года, после резкого падения курса рубля по отношению к основным мировым валютам. Формула пошлины несколько раз менялась. Вначале она составляла 15% от таможенной стоимости плюс 7,5 евро, но не менее 35 евро за тонну.

С 1 июля 2015 года была введена формула с привязкой к рублевым ценам: 50% минус 5,5 тысячи рублей за тонну, но не менее 50 рублей. Последняя пошлина (действовала с 1 октября 2015 года) составляла 50% от таможенной стоимости минус 6,5 тысяч рублей за тонну, но не менее 10 рублей за тонну. В сентябре 2016 года пошлина была обнулена.

"При одном только повышении пошлины пшеница на внутреннем рынке может и не подешеветь до значений, обозначенных государством в 13-14 тысяч рублей, без НДС. Например, если сельхозпроизводители полагают, что смогут реализовать свою продукцию по желаемым ценам при отмене пошлины, и пока подержат ее, например, до осени, то падения внутренних цен до целевых значений не будет", - считает директор департамента стратегического маркетинга аналитического центра "Русагротранса" Игорь Павенский.

"Но если в дальнейшем будет плавающий механизм экспортной пошлины, то экспорт при этом не прекращается и не становится мизерным, а внутренняя цена корректируется до уровня, приемлемого для внутренних потребителей и производителей, учитывая их интересы", - добавил он, предположив, что рассматривается вариант схожей схемы, но с другими уровнями.

По его словам, последнее значение целевой цены FOB (условия поставки - ред.) в 2015 году, c учетом вычета 50% в 6,5 тысячи рублей, составляло около 13 тысяч рублей, а внутренняя цена в центре и на Юге формировалась на уровне 8-10 тысяч рублей. "Сейчас, возможно, было бы целесообразно пересмотреть этот уровень в сторону существенного повышения, с учетом всех факторов, которые произошли за это время: инфляция тогда была на более высоком уровне, рост курса доллара, удорожание техники, ГСМ, удобрений, средств защиты от вредителей и сорняков и так далее", - сказал эксперт.

"Одновременно надо понимать, что сельхозпроизводителям этот механизм должен дать возможность не уйти ниже себестоимости, которая может быть расчетно в пределах 5-8 тысяч рублей за тонну, гораздо ниже, чем текущая цена, даже с учетом того, зерно производится летом и осенью и реализуется в основной части в первой половине сезона, а расходы распределяются на весь год", - отметил Павенский.

ЕЩЕ ОДИН НАЛОГ

В свою очередь Петриченко считает, что применять старую норму - не очень правильно, хотя бы с той точки зрения роста с 2015 года курса доллара, и "надо как минимум привести эту формулу к текущим реалиям, индексируя величину 6,5 тысячи рублей в соответствии с текущим состоянием валютного рынка". Он также указал на риски заметного снижения доходов аграриев и снижения инвестиционной привлекательности сегмента, поскольку механизм плавающей пошлины "по сути, представляет собой еще один налог на доходы сельхозпроизводителя, лишая его маржи".

"Последствия для отрасли нельзя назвать хорошими, так как, во-первых, отсутствие стимулов и маржинальности производства ставит крест на инвестициях в развитие, а во-вторых, создает ситуацию, когда выгодно производить дешевое зерно, не вкладываясь в качество - то есть пшеницу 4-го и даже ниже 5-го класса, по сути, фуражную пшеницу. Это сигнал, что нет смысла стремиться к производству высококачественной пшеницы 1-2 класса", - заключил собеседник агентства.