20 июня

Как российские предприятия покупают активы уходящих из страны компаний

Десятки иностранных компаний за последние месяцы объявили о продаже бизнеса в России, несколько масштабных сделок произошло и на внутреннем рынке. Покупка крупных активов, как правило, требует согласования с Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Ряд прошедших сделок ведомство согласовало без предписаний, рассказал "Российской газете" руководитель ФАС России Максим Шаскольский. Он также назвал компании, которым отказали в слиянии, и указал на плюсы параллельного импорта.

Какие последние крупные сделки по продаже бизнеса иностранными компаниями согласовало ваше ведомство? Выдвигаете ли вы в подобных случаях дополнительные условия?

Максим Шаскольский: Мы согласовали без выдачи предписаний ряд сделок, связанных с уходом иностранных компаний с российского рынка. В их числе сделки по приобретению АО "АвтоВАЗ" и ЗАО "Рено Россия", продажа российского бизнеса американской корпорации "Макдоналдс" и финской компании Fazer.

Покупка "Лукойлом" сети АЗС Shell была согласована, но ФАС выдала компании предписание, направленное на развитие конкуренции на рынках нефтепродуктов. Среди требований предписания - регулярная реализация нефтепродуктов на бирже, кроме того, "Лукойл" не должен покупать нефтепродукты на бирже в основную сессию торгов. Также на рассмотрении находится ходатайство о приобретении сети магазинов OBI. Мы считаем, что эти сделки позволят сохранить рабочие места и обеспечить дальнейшую работу крупных организаций в России.

Часто отказываете в согласовании?

Максим Шаскольский: Мы работаем над снижением административных барьеров и бюрократических издержек для предпринимателей. Например, в 2021 году поступило 1172 ходатайства, мы отказали лишь в 25 случаях, когда сделки оказывали серьезное негативное влияние на конкуренцию на рынке и могли навредить интересам потребителей.

К примеру, мы отказали в согласовании объединения сервисов "Авито" и "Циан" - сделка привела бы к появлению на рынке игрока с долей более 50%.

Еще одна крупная сделка, в согласовании которой мы отказали, - приобретение компаниями АО "Актуальные инвестиции" и ОАО "Новоросцемент" их конкурента, ООО "Атакайцемент". В случае совершения сделки совокупная доля компаний на рынке цемента в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах превысила бы 50%.

Еще 43 сделки мы согласовали с предписаниями о совершении действий, направленных на защиту конкуренции. Пример - сделка между АО "Тандер" (торговая сеть "Магнит") и АО "Дикси Групп". Согласно предписанию, слияние торговых сетей прошло только в тех муниципальных образованиях, где доля "Магнита" не превышает 25%. Кроме того, торговая сеть взяла на себя дополнительные обязательства по установлению нулевых торговых наценок на отдельные виды социально значимых товаров (молоко, хлеб, мясо кур), а также распространила действие программы лояльности "Магнит" для пенсионеров на магазины "Дикси" и "Мегамарт", участвующие в сделке.

Отмечу, что практика установления нулевых торговых наценок впервые была применена при выдаче предписания по сделке между "Магнитом" и "Дикси". Позднее и другие торговые сети, в том числе 77 региональных, приняли решение добровольно ограничить наценки на ряд социально значимых товаров.

Порядок подобных сделок будет упрощен - сумма сделки, не требующая согласования с ФАС, будет повышена до 2 млрд рублей. Не приведет ли это к монополизации целых отраслей экономики?

Максим Шаскольский: Да, действительно, ФАС предложила временно, до конца 2022 года, упростить процедуру согласования сделок. На наш взгляд, это поможет повысить устойчивость экономики и минимизировать административную нагрузку на хозяйствующие субъекты.

Упрощенный порядок будет распространяться на сделки при приобретении акций (долей), имущества и прав в отношении коммерческих организаций, суммарная стоимость активов которых составляет от 800 млн рублей до 2 млрд рублей, а также финансовых организаций. При таких сделках будет применяться уведомительный характер.

При этом новый механизм не означает полное исключение антимонопольного контроля. Если сделка повлечет за собой ограничение конкуренции, ФАС сможет выдать предписание, которое компании должны будут исполнить.

ФАС переходит, скорее, к превентивным мерам антимонопольного реагирования? Как часто приходится судиться с компаниями-нарушителями?

Максим Шаскольский: По сравнению с 2020 годом количество выданных предупреждений незначительно, но увеличилось. Так, в 2021 году было выдано на 4,4% больше предупреждений, чем в позапрошлом году, что подтверждает эффективность превентивных механизмов, включенных в свое время в антимонопольное законодательство.

Сделки по покупке активов до 2 млрд рублей будут проходить в уведомительном порядке, но это не означает исключение антимонопольного контроля

Если говорить о судебной статистике, то я бы выделил споры с цифровыми гигантами. Несмотря на то что цифровые рынки в определенной степени являются новыми для судебной практики, суды, например, активно поддерживают подходы ФАС к анализу таких рынков. Примеры - дела в отношении ООО "Хэдхантер", Booking.com B.V., Apple, Google LLC, ООО "Яндекс".

Еще 43 сделки мы согласовали с предписаниями о совершении действий, направленных на защиту конкуренции. Пример - сделка между АО "Тандер" (торговая сеть "Магнит") и АО "Дикси Групп". Согласно предписанию, слияние торговых сетей прошло только в тех муниципальных образованиях, где доля "Магнита" не превышает 25%. Кроме того, торговая сеть взяла на себя дополнительные обязательства по установлению нулевых торговых наценок на отдельные виды социально значимых товаров (молоко, хлеб, мясо кур), а также распространила действие программы лояльности "Магнит" для пенсионеров на магазины "Дикси" и "Мегамарт", участвующие в сделке.

Отмечу, что практика установления нулевых торговых наценок впервые была применена при выдаче предписания по сделке между "Магнитом" и "Дикси". Позднее и другие торговые сети, в том числе 77 региональных, приняли решение добровольно ограничить наценки на ряд социально значимых товаров.

Порядок подобных сделок будет упрощен - сумма сделки, не требующая согласования с ФАС, будет повышена до 2 млрд рублей. Не приведет ли это к монополизации целых отраслей экономики?

Максим Шаскольский: Да, действительно, ФАС предложила временно, до конца 2022 года, упростить процедуру согласования сделок. На наш взгляд, это поможет повысить устойчивость экономики и минимизировать административную нагрузку на хозяйствующие субъекты.

Упрощенный порядок будет распространяться на сделки при приобретении акций (долей), имущества и прав в отношении коммерческих организаций, суммарная стоимость активов которых составляет от 800 млн рублей до 2 млрд рублей, а также финансовых организаций. При таких сделках будет применяться уведомительный характер.

При этом новый механизм не означает полное исключение антимонопольного контроля. Если сделка повлечет за собой ограничение конкуренции, ФАС сможет выдать предписание, которое компании должны будут исполнить.

ФАС переходит, скорее, к превентивным мерам антимонопольного реагирования? Как часто приходится судиться с компаниями-нарушителями?

Максим Шаскольский: По сравнению с 2020 годом количество выданных предупреждений незначительно, но увеличилось. Так, в 2021 году было выдано на 4,4% больше предупреждений, чем в позапрошлом году, что подтверждает эффективность превентивных механизмов, включенных в свое время в антимонопольное законодательство.

Сделки по покупке активов до 2 млрд рублей будут проходить в уведомительном порядке, но это не означает исключение антимонопольного контроля

Если говорить о судебной статистике, то я бы выделил споры с цифровыми гигантами. Несмотря на то что цифровые рынки в определенной степени являются новыми для судебной практики, суды, например, активно поддерживают подходы ФАС к анализу таких рынков. Примеры - дела в отношении ООО "Хэдхантер", Booking.com B.V., Apple, Google LLC, ООО "Яндекс".