МЖСР: Для увеличения объемов экспорта сельхозпродукции нужно развивать инфраструктуру морских и речных портов

Чтобы увеличить доходы в отечественную экономику и вклад в валовой внутренний продукт (ВВП) страны, следует как можно активнее экспортировать сельхозтовары за рубеж. Для увеличения объемов экспорта сельхозпродукции нужно развивать инфраструктуру морских и речных портов. Такое мнение высказал модератор тематической площадки ОНФ «Международная кооперация и экспорт», исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев.

В «майском указе» президент РФ, лидер Народного фронта Владимир Путин поручил увеличить объемы экспорта несырьевых неэнергетических товаров до 250 млрд долл. в год. Такими товарами считаются, например, продукты питания, продукция машиностроения, агропромышленного комплекса (АПК) и т.д. Доля последней в общем объеме экспорта должна составить 45 млрд долл. в год. Эта задача требует пересмотреть подходы к развитию как всей экономики в целом, так и отдельных отраслей, в том числе аграрной. В целом этот сектор должен пройти масштабную трансформацию – перейти от импортозамещения к модели, ориентированной на экспорт. И весь этот процесс должен завершиться к 2024 г.

Говоря о необходимости наращивать экспорт АПК, больше всего надежд эксперты возлагают на масложировую, зерновую, рыбную, кондитерскую и мясную отрасли. По предварительным расчетам специалистов, один только масложировой сектор способен дать больше 20% от общего объема экспорта в рамках федерального проекта, посвященного данной теме.

«У данных отраслей огромный потенциал развития, но и цели должны быть достигнуты очень серьезные. Чтобы привнести в российскую экономику необходимый уровень дохода от экспорта продукции АПК, мы должны в сжатые сроки решить целый комплекс стратегически важных вопросов. И один из них – это наращивание мощностей портовой инфраструктуры», – считает Мальцев.

Эксперт уточнил, что речь идет о речных и морских портах, через которые товары направляются за границу. В частности, нужно обустраивать инфраструктуру и увеличивать пропускные способности подъездных путей к этим портам. Такие подъезды важны, чтобы обеспечить перевозку и хранение направляемой на экспорт продукции. К примеру, сегодня существует большая потребность в наращивании таких мощностей для экспорта наливных грузов, в том числе растительных масел.

Также для решения поставленных задач важно укреплять позиции предпринимателей-экспортеров на новых рынках, считает Мальцев.

«Государству и бизнесу придется максимально оперативно решать все текущие вопросы, которые касаются торговых барьеров на основных экспортных площадках. Например, сейчас в качестве ключевых направлений российские экспортеры рассматривают такие страны, как Индия и Китай. Эти рынки действительно перспективны, но помимо этого нужно учитывать и уровень конкуренции за возможность присутствовать на них», – рассказал Мальцев.

Он добавил, что по ряду товаров и Китай, и Индия ограничивают импорт тарифными и нетарифными мерами. В таких условиях важно разработать на государственном уровне меры поддержки отечественных экспортеров. Кроме того, нужно рассмотреть возможность снять или хотя бы минимизировать ограничения, связанные с тарифным регулированием при торговле с целым рядом стран, считает Мальцев. 

«Решить все эти вопросы возможно только при условии комплексной работы – совместных усилий ответственных ведомств, Российского экспортного центра и отраслевых объединений», – заключил Мальцев.