Морские перевозки всегда считались одним из наиболее выгодных и удобных способов транспортировки больших объемов грузов, Объем экспортных перевозок российской продукции АПК морским транспортом в 2023 году вырос в 1,5 раза по сравнению с 2022 годом и составил 57 млн тонн. Важным приоритетом для развития портовых мощностей на сегодня является смещение отправлений с запада на восток. В связи с этим произошло перераспределение грузопотоков между бассейнами и международными транспортными коридорами.
В течение последних лет происходит перестройка транспортно-логистических цепочек — смещение акцента российского экспорта на южное направление, через порты Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов и восточное — через порты Дальнего Востока. В свою очередь порты Северо-Запада расширили экспорт на латиноамериканские страны, а также получили развитие перевозки на африканские и азиатские рынки.
Более 90% масложировой продукции уходит на экспорт с помощью водного транспорта. Совокупный экспорт растительных масел морем в 2023 году составил 4 млн 798 тыс. тонн, за первое полугодие 2024 года – 3 млн 193 тыс. тонн, +24% к аналогичному периоду 2023.
Странами – лидерами по направлениям отгрузок отечественных растительных масел морским путем в 2023 году стали Индия – 1 млн 531 тыс. тонн и Китай – 1 млн 24 млн тонн. 3,4 и 5 место практически с идентичными показателями в 550, 542 и 520 тыс. тонн занимают Иран, Египет и Турция. В другие страны направлено 623 тыс. тонн масла.
Топ 5 портов, из которых отправлялось масло на экспорт в 2023 году:
Экспорт сырья масличных морем в 2023 году составил 864 тыс. тонн. Отгрузки шли из Ростова-на-Дону — 121 тыс. тонн, рост по сравнению с предыдущим годом на 8% (112 тыс. тонн в 2022 г.). Самый впечатляющий рост показал порт Поярково, прибавив 342% к показателям предыдущего года в 25 тыс. тонн и увеличив объем экспорта сырья по итогам года до 108 тыс. тонн. На третьем месте порт Азов с показателем 101 тыс. тонн, рост на 292% по сравнению с 26 тыс. тонн в 2022 году. 4 и 5 место занимают порт Зарубино (+205%) и порт Новороссийск (+112%), через которые экспортировано 99 тыс. тонн и 96 тыс. тонн масличных соответственно. На остальные порты пришлось 338 тыс. тонн сырья.
За первое полугодие 2024 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года экспорт сырья снизился на 34% до 220 тыс. тонн.
Экспорт растительных шротов морем в 2023 году составил 1 млн 914 тыс. тонн, лидирует так же Ростов-на-Дону, один из важнейших портов Азово-Черноморского бассейна, с показателем 802 тыс. тонн, за ним следует порт Калининград – 651 тыс. тонн, Ейск – 294 тыс. тонн и порт Тамань – 30 тыс. тонн. На остальные порты пришлось 76 тыс. тонн.
Странами-лидерами, в которые направлялся растительный шрот морским путем стали:
Экспорт шротов в I полугодии 2024 года составил 1 млн 88 тыс. тонн, уменьшение к аналогичному показателю прошлого года на 5% (1,143 тыс. тонн).
Совокупный экспорт масличных культур, растительных масел и шротов портами за первое полугодие 2024 вырос на 11% и составил 4 млн 500 тыс. тонн (4 млн 40 тыс. тонн к такому же периоду 2023 года).
Основным портом, через который осуществлялся наибольший объем экспорта масличных и продуктов их переработки за первые 6 месяцев 2024 года, стал Ростов-на-Дону с показателем в 1 млн 104 тыс. тонн в I полугодии 2024 года, -9% к показателям аналогичного периода 2023 года (1 млн 219 тыс. тонн).
На втором месте порт Калининград, с показателем 948 тыс. тонн, -6% к показателям I полугодия 2023 (1 млн 5 тыс. тонн). На третьем порт Тамань, серьезно нарастивший объемы за этот период на 111% до 852 тыс. тонн. За ними следует порт Ейск, прибавивший 69% к показателям I полугодия 2023, через него переправили 503 тыс. тонн.
Посредством остальных портов было отправлено 1 млн 93 тыс. тонн, -2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (1 млн 115 тыс. тонн).
По сравнению с морскими экспортными путями, экспорт железнодорожным путем масличного сырья и масел демонстрирует более скромные результаты.
Экспорт масличного сырья посредством железнодорожного транспорта в 2023 году осуществлялся в направлении Китая – 513 тыс. тонн, Бельгии – 58 тыс. тонн и Латвии – 8 тыс. тонн. Совокупный объем сырья поставляемого посредством ж\д транспорта составил 579 тыс. тонн.
Экспорт растительных масел железнодорожным путем в 2023 году также кратно меньше объемов транспортируемых морем и составил 383 тыс. тонн. Китай занимает первое место среди стран-импортеров с показателем 272 тыс. тонн. За ним следует Узбекистан — 33 тыс. тонн, Латвия – 25 тыс. тонн, Афганистан – 12 тыс. тонн и Таджикистан – 10 тыс. тонн. В другие страны по железной дороге направлено порядка 30 тыс. тонн растительных масел.
Экспорт шротов посредством железнодорожного транспорта в 2023 году осуществлялся в основном в приграничные страны: Латвию и Литву, 83 и 22 тыс. тонн соответственно. На третьем месте находится Германия с показателем в 20 тыс. тонн, на 4 – 5 расположились Узбекистан и Дания, туда направлено 17 и 12 тыс. тонн шротов соответственно.
Модернизация инфраструктуры и новые мощности:
В последние годы наблюдается рост перевалочных мощностей и модернизации в портах отгрузки в связи c ростом экспорта. По прогнозам Управления морских портов и развития инфраструктуры Федерального агентства морского и речного транспорта, совокупные производственные мощности морских портов России с 2024 по 2026 годы вырастут более чем на 150 млн тонн, мощности российских портов в Арктическом бассейне будут удвоены к 2030 году. По итогам 2023 года производственные мощности портов России увеличены на 68,2 млн тонн. Мощность всех 63 морпортов страны составила более 1,3 млрд тонн.
В текущем году планируется осуществить прирост на 56,29 млн. тонн. С 2025 года развитие портовых мощностей будет происходить в рамках нового национального проекта «Транспорт».
По данным завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрия Завьялова, сегодня предложение портовых услуг на 50−60% (в зависимости от бассейна) превышает спрос со стороны экспортеров. Профицит мощностей морских портов во многом определяет ограниченная провозная способность железных дорог. Вот почему столько надежд связано с активным развитием БАМа, Транссиба и ряда тихоокеанских портов — созданием так называемого Восточного полигона. В ближайшее время планируется ввести дополнительные меры помощи для создания экспортоориентированных проектов инфраструктуры в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК».
Крупнейший специализированный глубоководный терминал по перевалке растительных масел мощностью 1,5 млн тонн находится в Тамани, владельцем терминала является ГК «Эфко». В 2019 году компания объявила о строительстве второго маслоналивного терминала в Тамани мощностью перевалки 3 млн тонн масла и 3,5 млн тонн насыпных грузов в год. Годовая мощность действующего терминала «Эфко» составляет 2,9 млн тонн для жидких пищевых грузов и 0,35 млн тонн для насыпных (шрота). Планируется увеличить мощность перевалки наливных грузов до 5,4 млн тонн, приемку сырья автомобильным транспортом с 8 до 13 тыс. тонн масел в сутки, ж/д транспортом с 1 до 3 тыс. тонн масел в сутки. Суммарная пропускная способность двух терминалов составит почти 10 млн тонн масложировой продукции в год. Мощность единовременного хранения наливных грузов планируется увеличить с 200 до 250 тыс. тонн. Также в планах строительство ЖД станции с 5 путями для приемки растительных масел и отгрузки фасованной продукции. Часть работ планируют закончить к декабрю текущего года.
ГК «Русагро» также планирует построить терминал для экспорта масла на Черном море, в Туапсе, что позволит группе снизить траты на логистику и расширить поставки на крупные рынки. На данный момент компания использует инфраструктуру порта Новороссийск для перевалки масел совместно с другими компаниями. Собственный терминал позволит «Русагро» увеличить поставки растительных масел на Черное море и выйти на крупные рынки Турции, Ближнего Востока и Северной Африки.
Специализированные терминалы для перевалки масла необходимы с учетом действующих ограничений на вывоз масличных, потенциала увеличения экспорта масложировой продукции и расширения числа импортеров.