В последние годы возрос интерес покупателей к спредам и продукции с заменителями молочных жиров, произведенных по технологии сметаны, сыра и творога. Потребление товаров с ЗМЖ в 2021 году выросло на 43% по отношению к 2020 году, а за первое полугодие 2022 года увеличилось на 87% по сравнению с тем же периодом 2021 года. Это стало следствием разъяснительной кампании для потребителей, которая объясняла разницу между продуктами с ЗМЖ и без заменителей жиров, безопасность их употребления и пользу для здоровья. С развитием рынка товаров с ЗМЖ менялось нормативное регулирование — появились новые термины, в магазинах отдельные полки для таких товаров, а каналы продаж расширялись за счет сектора HoReCa и несетевой розницы. Какая сейчас ситуация наблюдается на рынке товаров с ЗМЖ в России?
Итак, ЗМЖ – композиция из растительных масел, которая по физическим и химическим свойствам полностью идентична молочному жиру. Основой являются растительные масла: подсолнечное, пальмовое, кокосовое, кукурузное, соевое, рапсовое и другие. Это абсолютно безопасный продукт, его производят без гидрогенизации, поэтому в нем нет трансжиров. Для того, чтобы ЗМЖ был максимально похож на молочный жир, используется сложный рецептурный состав. Продукты с ЗМЖ не отличаются по вкусу от молочных продуктов, а иногда могут и превосходить их за счет применения современных технологий и возможности корректировать рецептуры.
ЗМЖ позволяет создавать полезные и доступные товары, он кратно повышает функциональность продуктов, в которые добавляется, сохраняя вкус и форму изделия, особенно это актуально для кондитерской и хлебопекарной отраслей. Кстати, молочный жир портится в разы быстрее, а ЗМЖ держит сроки хранения, потому что медленнее окисляется.
Продукты с ЗМЖ еще и дешевле молочных, что делает их более доступными для широких слоев населения.
Примерное 6-7 лет назад началась кампания по дискредитации продуктов с ЗМЖ в сознании потребителя, об этом часто писали в СМИ и соцсетях. Главной причиной стало недобросовестное поведение ряда производителей, которые пытались снизить себестоимость выпускаемой продукции, добавляя в свой товар заменители молочного жира и просто фасованное пальмовое масло и не указывая это на упаковке продукта.
Еще три года назад власти внесли изменения в молочный технический регламент, борясь за чистоту в отрасли и за прозрачность выбора товара для конечного потребителя. Так, в 2019 г. «сырный продукт» или «сметанный продукт» получили новые названия: например, «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сыра» или «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметаны». Тогда же в магазинах начали разделять полки: одни – для продуктов с ЗМЖ, другие – полностью для молочных.
«Например, сметана, которая содержит растительные жиры, должна называться «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметаны». «Сметанкой» на этикетке такой продукт больше называть нельзя – это расценивается как введение потребителя в заблуждение», – поясняла замруководителя Роскачества Елена Саратцева.
Принятые меры, по мнению ряда экспертов рынка, имели серьезные риски: в частности, потребители могли начать массово отказываться от продуктов из-за сложных названий и четкого понимания, что они содержат растительные жиры. Но, как показала практика, спрос на такой товар оказался более стабильным и люди вполне осознанно его покупают.
Есть и предпосылки для увеличения продукции с ЗМЖ на отечественном рынке. Как отмечают отраслевые эксперты, основным фактором может стать уровень платежеспособности жителей РФ, который в последнее время не растет – это дает основания полагать, что на полках может появиться больше товаров из данной категории.
Как сообщила «Олеоскопу» представитель Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Мария Жебит, в 2022 г. тенденции в потреблении молочной продукции смещаются в сторону более доступных категорий под влиянием снижения доходов населения и на фоне роста цен.
«В подобных условиях наиболее вероятно ослабление спроса на современные молочные категории, в том числе из десертной группы, и молокоемкие группы продукции (сыры, сливочное масло) при возможном повышении спроса на традиционные категории молочной продукции и молокосодержащие продукты с ЗМЖ», – говорит Жебит.
По оценкам Союзмолоко, с которыми ознакомился «Олеоскоп», в первом полугодии уже фиксируется подтверждение этой тенденции: растет производство более доступного питьевого молока (+4%, до 2,94 млн тонн) и «сырных продуктов» (+9%, до 105 тыс. тонн), а производство кисломолочных продуктов снижается: йогуртов – на 14% (до 362 тыс. тонн), творога и продуктов на его основе – на 9% (до 353 тыс. тонн), кефира – на 3% (до 470 тыс. тонн).
Гендиректор Streda Consulting Алексей Груздев пояснил «Олеоскопу», что дальнейшие объемы продаж товаров с ЗМЖ будут в большей степени зависеть от того, захочет ли конечный покупатель переходить на потребление продукции с ЗМЖ вместо отечественной молочной продукции.
Существенных изменений в структуре закупок молочных товаров и продукции с ЗМЖ не фиксируют и на Ozon, но ассортимент товаров с ЗМЖ постоянно растет за счет продавцов маркетплейса, количество которых выросло в 4 раза за первое полугодие 2022 г.
«Несмотря на рост популярности товаров с заменителями молочных жиров, пользователи Ozon чаще приобретают натуральную молочную продукцию. Наибольшие штучные продажи среди полностью молочной продукции у молока 3,2%. В топе продаж среди продукции с ЗМЖ: клубничное, фисташковое мороженое и сгущенка», – сообщили в пресс-службе.
Заместитель генерального директора Союза Мороженщиков России Наталья Уткина прокомментировала «Олеоскопу», что потребление и запрос на мороженое с ЗМЖ выше в регионах, т.к. доходы населения там ниже, чем в крупных городах, а основная часть мороженого с ЗМЖ реализуется через розничные продажи.
«При снижении покупательской способности населения можно ожидать увеличение спроса на мороженое с ЗМЖ, ведь его стоимость значительно ниже стоимости мороженого, изготовленного без добавления ЗМЖ», – считает Уткина.
Больше всего потребителей и контролирующие органы волнует именно замена жиров – молочного на растительный. Если опустить все прочие существующие виды фальсификации (ассортиментную, количественную и т.д.) и говорить только о фальсификации состава, то нужно отметить, что в данном направлении регулярно проводятся работы по выявлению некачественного товара.
Напоминаем, ЗМЖ – это полный аналог молочного жира. Недобросовестные производители, в свою очередь, иногда добавляют его вместо молочного жира, и не указывают это на упаковке готовой продукции. К примеру, выпускают спред и реализуют его под видом сливочного масла, что и является фальсификатом.
«Что касается нарушений маркировки продукции с ЗМЖ, то в последние годы наблюдалась тенденция сокращения доли таких товаров на рынке, но в ситуации отмены проверок и роста себестоимости готовой продукции мы видим риски преломления этой тенденции», – уточняет «Олеоскопу» Мария Жебит.
Для роста количества фальсификата есть несколько взаимосвязанных причин: одна из них – это низкая покупательная способность населения, говорил генеральный директор ГК «Кабош» Дмитрий Матвеев.
«При выборе продукта люди смотрят прежде всего на цену. Отсюда вторая причина – стремление недобросовестных производителей максимально удешевить себестоимость своей продукции с помощью фальсификации», – пояснил специалист.
«На сегодняшний день уровень фальсификата серьезно снизился. Совместно с «Созмолоко» мы много лет анализируем рынок, определяя какой процент составляет фальсифицированная продукция от общего объема производства молочных продуктов. С 2017 года это процент снизился почти с 9% до чуть более 3%, — комментирует «Олеоскопу» исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев. — Нельзя вводить потребителя в заблуждение и скрывать содержание растительных жиров в молокосодержащей продукции. Для таких нарушителей закона необходимо ужесточить ответственность, чтобы надежнее защитить интересы потребителя».
По мнению аналитиков «Олеоскопа», развитие рынка молокосодержащих продуктов будет зависеть от двух факторов.
Во-первых, от динамики доходов населения: если они будут расти, то спрос на натуральные молочные продукты может увеличиваться. Снижение платежеспособности будет способствовать росту потребления продукции с заменителями молочных жиров.
Во-вторых, и этот фактор значительнее, набирающий популярность тренд на здоровое питание на растительной основе и веганство в разных формах. ЗМЖ, как составной растительный продукт не только дешевле в производстве, но и полезнее для здоровья. Во многих странах крупные сетевые магазины продукты с ЗМЖ и растительные альтернативы размещают на «зелёных полках». Они позиционируют их, как полки для здорового питания. Эта тенденция сейчас активно набирает обороты и в России, что и даст толчок для активного развития рынка продукции с содержанием ЗМЖ.