28 мая – День рождения майонеза – отличный повод поговорить о том, как российский продукт развивается и завоевывает зарубежные рынки. Несмотря на санкции и логистические сложности, отечественные бренды находят способы расширять экспорт. Где и кто производит российский майонез? Куда его экспортируют? И какие виды продукции есть на рынке? Специально к памятной дате разбирался OleoScope.
Российский майонез с момента появления в стране в 19 веке и по сей день продолжает завоевывать новые рынки, предлагая разнообразный состав и большую вариативность жирности продукта. При этом главным трендом последних лет становится адаптация майонеза под локальные вкусы и разработка новых видов соусов на его основе.
«С активным развитием фаст-фуда в нашем рационе появились разнообразные соусы, только к картошке фри их предлагается 8-10 видов, большая половина из них сделана на основе майонеза. Хотя это новшество было принесено западной культурой общепита, но наши производители быстро подхватили этот тренд, и, учитывая различные вкусовые пристрастия потребителя, уже выпускают более 30 видов майонезных соусов, полностью заменив импортные отечественным продуктом как на полке в магазине, так и в сегменте общественного питания», — поясняет исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев.
В текущий момент доля соусов составляет 10% от производства майонезной продукции, но за счет увеличения интереса к специальным узким вкусам, она может увеличиться.
В структуре продаж майонезной продукции в 2024 году главным является майонез «Провансаль» — 60%. На втором месте с серьезным отрывом и долей в 13% находится майонез на перепелином яйце, а на третьем с долей в 12% — майонез оливковый.
За ними по убыванию следует майонез с лимонным соком и майонез легкий, с 6% и 2% доли рынка соответственно.
Где производят российский майонез
За 30 лет производство майонеза в России выросло в 4,2 раза – с 188,3 тыс. тонн в 1994 году до 802,8 тыс. тонн в 2024, выпуск соусов на его основе за 15 лет вырос на 1,6 раза – от 52,5 в 2009 году к 85,8 тыс. тонн в 2024. Общий объем производства майонезной продукции увеличился в 4,7 раза.
Лидером по производству майонезов и соусов майонезных является Приволжский Федеральный округ, нарастивший производство с 2000 года в 6,6 раза с 68,4 тыс. к 456 тыс. тонн в 2024 году. При этом, Республика Татарстан и Нижегородская область обеспечивают ~ 80% всех произведенных объёмов в регионе.
Центральный Федеральный округ за 24 года увеличил производство в 2,6 раза — с 87,1 к 228,6 тыс. тонн, но почти в два раза отстает по выпуску продукта от лидера рейтинга. Доля Белгородской и Московской области составляет 65% от общего объёма производства майонеза и соусов в округе.
На третьем месте Сибирский федеральный округ, где выпуск вырос в 3,1 раза – с почти 28 тыс. тонн в 2000 году до 87,3 тыс. тонн по итогам прошлого года. Основными производителями в округе являются Алтайский и Красноярский края, обеспечивающие 60% от всех производимых объёмов.
По данным мониторинга специалистов агентства OleoScope, на сегодняшний день 80% производства майонеза и соусов на его основе приходится на 5 компаний. Самая значительная доля в 35% принадлежит ГК «Русагро» (ТМ «ЕЖК», «Я люблю готовить», «Ряба», «Сдобри»). На второй позиции рейтинга с долей в 19% ГК «Эфко» (ТМ «Слобода»). Замыкает тройку лидеров «Эссен Продакшн АГ» (ТМ «Махеевъ») с долей рынка – 18%.
На четвертой позиции расположилась ГК «Нэфис» (ТМ «Mr. Ricco») с долей в 6%. На пятой строчке держится ГК «Янта» (ТМ «Янта»), у которой 2%.
Куда экспортируют российский майонез
В последние 25 лет наблюдается рекордный рост приобретения отечественного майонеза в Азии и уход от Европейских рынков.
Помимо разделения рынков вследствие геополитических конфликтов, в Европе и США русский майонез считается более насыщенным и жирным (67-70%), чем местные аналоги (50-60%). Но при этом российский майонез дешевле европейского (особенно на рынках СНГ и Азии), а в условиях мировой инфляции покупатели ищут более доступные и традиционные альтернативы.
Ключевым рынком, куда поставляется российский майонез, является Казахстан. Он удерживает лидерство с 2000 года, показав рост поставок за эти годы с 4 тыс. тонн к 30,5 тыс. тонн или в 7,7 раза. РК стабильно занимает долю в 25-30% от всего российского экспорта майонеза. По итогам прошлого года страна закупила соуса на 38 млн долларов США.
Белоруссия сохраняет второе место по закупкам, приобретая порядка 13% от общего экспорта отечественного продукта и демонстрируя прирост закупок в 13,5 раз за 25 лет (с 1,1 тыс. к 15,4 тыс. тонн). По итогам прошлого года страна закупила майонеза на 20 млн долларов.
На третье место переместился Узбекистан со стремительно растущими показателями прироста в 285 раз за 25 лет – от 100 тонн в 2000 году до 14,8 тыс. тонн в прошлом. Выручка за экспорт майонеза по итогам года в эту страну составила 19 млн долларов.
На четвертом месте с долей в 11% от общего объема вывоза майонеза располагается Азербайджан, ставший рекордсменом по увеличению закупок в физическом выражении более чем в 900 раз — с 10 тонн к 13,3 тыс. тонн за рассматриваемый период, и в денежном — к 18 млн долларов.
Пятое место продолжает удерживать Грузия, нарастившая закупки со 100 тонн до 9,6 тыс. тонн или в 97 раз с 2000 года. Стоимость закупок майонеза по итогам года составила 14 млн долларов.
Рынок майонеза и соусов на его основе в России демонстрирует устойчивый рост не только по объемам производства, но и в экспортном направлении – за 25 лет поставки выросли в 18,6 раза с 6,4 тыс. тонн до почти 120 тыс. тонн в прошлом году.