13

июня

"Проектная мастерская" РЭЦ: перспективы и барьеры экспорта в АПК

Проектной мастерской РЭЦ был проведен экспертный семинар по развитию экспортного потенциала продукции агропромышленного комплекса РФ. Мы уже разбирали механизм работы проектной мастерской: он подразумевает работу групп по семи основным направлениям АПК
 
Статистика
 
Работа каждой группы подразумевает обсуждение трех направлений - существующих барьеров, инфраструктуры, отраслевой политики. Участники должны сформировать меры по устранению барьеров, определить точки развития, а затем определить потенциальный объем экспорта при осуществлении всех необходимых мер.
Перед началом работы участники рабочей группы провели голосование, определяющее, на каком месте по объемам экспорта АПК, по их мнению, находится Россия в данный момент и какого результата потенциально может достигнуть.
 

По данным РЭЦ, по экспорту АПК Россия находится на 23 месте, показав с 2012 по 2016 год прирост в 28,1%. В денежном выражении объем экспорта продукции АПК в 2016 году составил 17,1 млрд долларов.


 
Идеи и предложения
 
В ходе первой встречи было установлено, что ключевыми выявленными барьерами стали тарифные барьеры на ввоз продукции в странах экспорта (высокие пошлины), отсутствие мотивации на производство продукции высоких переделов (низкие пошлины на сырье), существенные затраты на логистику, а также недостаточно скоординированная работа госорганов.
Кроме того, среди проблемных пунктов выделили отсутствие эффективного механизма представления интересов российских экспортеров в зарубежных странах и отсутствие актуальной информации о потенциальных рынках сбыта и требованиях к экспортным товарам.
 
Выявленные “головные направления удара” в работе РЭЦ носят название Pillars и включают в себя пять основных пунктов:
 
1. «Агро-производство 2.0» - увеличение основных показателей
 
По мнению участников, для увеличения производства необходимо увеличение экспортной пошлины на масличное и прочее АПК сырье, в том числе введение иных тарифных и нетарифных мер для поддержки продуктов переработки. Также необходимо развитие льготного кредитования на реконструкцию и модернизацию производства в перерабатывающих отраслях.
Были предложены варианты увеличения государственной поддержки, в частности для создания перерабатывающих мощностей в рыбопромышленности (в том числе с привлечением иностранных капитальных вложений).
Также были предложены “налоговые каникулы” экспортерам, автоматизация возврата НДС, комплексная продажа продукции АПК по всем сегментам и поддержка НИОКР технологий сельхозпроизводства.
 
2. «Логистический мост» - упрощение и оптимизация логистики

  • Введение льготных тарифов на перевозки для экспортеров плодоовощной продукции, зерна, масложировой продукции, готовой пищевой и продовольственной продукции
  • Развитие портовой инфраструктуры для экспортеров в южных портах РФ
  • Создание сети хранилищ и складских помещений в странах – импортерах (в т.ч. рефрижераторы)
  • Развитие сети хабов для сельхозпродукции (ОРЦ)

 
3. «Агрессивный экспорт – продвижение бренда» - разработка стратегии укрепления отечественных позиций на внешних рынках

  • Открытие представительств для российских экспортеров в странах – импортерах российской продукции
  • Активный выход на международный рынок по кормам аквакультуры
  • Позиционирование дикоросов и органических продуктов как локомотива российского экспорта, в т.ч. разработка премиальных спецбрендов
  • Создание и продвижение «зонтичных» и категорийных брендов (по примеру Вологодского масла)
  • Определение глобальной стратегии брендирования России на внешних рынках в части сельхозпродукции

 
4. «Экспортно-проводная система» - облегчение выхода на внешние рынки

  • Создание международной компании по торговле готовой продукцией
  • Создание системы координации экспортных цен на внешних рынках
  • Развитие кооперации между сельхоз – и товаропроизводителями
  • Расширение юридической и консалтинговой поддержки для экспортеров
  • Расширение товаропроводящей сети

 
5. «Торговля без границ» - устранение барьеров

  • Совершенствование законодательства в области ветеринарии и фитосантиарии в части устранения избыточного регулирования («регуляторная гильотина»)
  • Централизация ветеринарной службы, в т.ч. ее обеспечение достаточным финансированием
  • Приведение законодательства РФ в соответствие международным нормам в сфере производства и реализации дикоросов и органической продукции
  • Создание системы координации экспортных цен для экспортеров сельскохозяйственной продукции на внешних рынках
  • Включение топ-30 экспортных товаров в соглашения о зонах свободной торговли
  • Скрытая компенсация таможенных платежей для сельхозпроизводителей

 
В РЭЦ считают, что в результате реализации этих направлений суммарный объем экспорта может вырасти в 2 раза, до почти 40 млрд долларов.
 
По мясомолочной продукции при экспорте в 560 млн долларов в 2017 году планируется нарастить +1,44 млрд долларов к 2024. Таким образом прирост в +257% обеспечит 2 млрд долларов экспорта.


 
Также, по мясомолочной продукции были предложены 4 основных перспективных для экспорта продукта и рынки их сбыта. Кроме мяса птицы, свинины и мраморной говядины в топ попала “современная молочная продукция” - под ней понимаются йогурты, мороженое и творог. Основные рынки сбыта - СНГ и Китай.
 
Среди инфраструктурных барьеров участники выделили неготовность бизнеса участвовать в глобальной конкуренции, курс рубля, отсутствие экспортных логистических коридоров и национального трейдера. Малым и средним предпринимателям в сельском хозяйстве, по мнению участников, сложно стать экспортерами, а доступных инструментов финансирования бизнеса в сфере АПК не хватает. Также необходимо развитие кооперации для экспорта, бренда и продвижения, а также сильнее связать меры поддержки с повышением эффективности и экспортом.
 
Для преодоления основных административных барьеров необходимо заключить соглашения о свободной торговле и устранить тарифные барьеры, поддерживать малых и средних предпринимателей (развивать переработку на основе кооперации), создать зоны свободной торговли, четко определять цели и задачи для всех органов власти. Кроме того, необходимо создать одну структуру, ответственную за внешнеэкономическую деятельность и аккумулировать ее в одном ведомстве.
 
Барьеры в отраслевой политике по большей части связаны с ветеринарными рисками, участники перечислили, что развитию экспорта мешают болезни животных, отсутствие информации о требованиях страны, ветеринарные и санитарные барьеры. Необходимо восстановить вертикаль управления в области ветеринарии, совершенствовать закон в области ветеринарии, а также увеличивать материально-техническое и финансовое обеспечение госветслужб.
 
По основным направлениям развития было проведено голосование, и по мнению участников, больше всего отрасли мешает труднодоступность финансовых инструментов поддержки.
 

По материалам MilkNews.ru