Сергей Левин: основные перспективы роста экспорта масложировой продукции связаны с Китаем и Индией

Сергей Левин: основные перспективы роста экспорта масложировой продукции связаны с Китаем и Индией

Масложировое производство – это одна из ведущих отраслей российского АПК и лидер по увеличению объемов поставок и производства продукции для экспорта.

В прошлом году Россия экспортировала масложировой продукции на 4,07 млрд $, что составляет примерно 16% от общего объема экспорта АПК. В целом экспорт масложировой продукции вырос на треть по сравнению с 2017 годом. К 2024 году его суммарный объем должен достичь 8,6 млрд $.

Основным нашим экспортным продуктом является подсолнечное масло, доля которого в структуре поставок превышает 40%. Его экспорт в текущем году показывает наибольшую динамику роста – более 30% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Такой результат обусловлен, в первую очередь, значительным увеличением поставок в Китай в 2,5 раза и Индию – в 4,5 раза.

Начиная с 2018 года, Китай является крупнейшим покупателем российской масложировой продукции. За последние четыре года объем продаж в эту страну увеличился в 6,5 раз. На индийском рынке российские компании начали активно укрепляться в прошлом году. В результате этого по итогам 2019 года Россия вошла в топ-10 крупнейших поставщиков российской масложировой продукции, в первом полугодии 2020 года мы поднялись на третье место.

В январе-июне на Китай приходилась почти четверть – 23% от всего объема экспорта отечественной масложировой продукции, на Индию – более 8%. Именно с этими странами мы связываем основные перспективы роста экспорта российской масложировой продукции.

В целом Китай и Индия занимают первое и второе места в глобальной мировой структуре закупок растительных масел. Их совокупная доля на мировом рынке в 2019 году составила 22%. При этом сегодня в структуре потребления растительных масел в Китае первое место занимает соевое, а в Индии – пальмовое. Вместе с тем в последние годы наблюдается отчетливая тенденция к увеличению потребления подсолнечного масла, вызванная изменениями потребительских предпочтений.

Преимущество подсолнечного масла в том, что оно имеет приятный, нейтральный вкус, легко сочетается с любыми продуктами, не перебивая вкус блюда. По мере увеличения доходов населения происходит переход от более дешевых видов масел к подсолнечному из-за его высокой вкусовой ценности и пользы для здоровья.

По нашим оценкам, в ближайшие годы Китай активнее всего будет наращивать импорт именно подсолнечного масла. Ожидаем среднегодовой рост на уровне 5,4-5,5%. Объем импорта к 2024 году вырастет на 30%.

При этом Индия будет увеличивать импорт подсолнечного масла даже быстрее, чем Китай: среднегодовой прирост мы ожидаем на уровне более 7%.

У российских производителей есть возможность к 2024 году занять значительную долю китайского и индийского рынка подсолнечного масла. Однако для реализации этого потенциала нужно решить следующие задачи: существенно нарастить сырьевую базу, осуществить импортозамещение гибридов маслосемян или локализовать их гибридизацию в России, модернизировать производства, развить логистическую инфраструктуру.

Для увеличения объемов производства масличных культур и экспорта масложировой продукции Минсельхозом России разработан и реализуется целый комплекс мер государственной поддержи:

- в этом году утверждено Постановление Правительства, которое предусматривает оказание поддержки и стимулирование производства масличных культур;

- осуществляется льготное кредитование, в соответствии с которым льготные кредиты предприятиям отрасли предоставляются по ставке от 1 до 5%;

- принято Постановление Правительства о компенсации части затрат по сертификации продукции АПК на внешних рынках в размере до 90% от объема понесенных затрат на сертификацию;

- реализуется механизм субсидирования части затрат на транспортировку продукции АПК, при этом со следующего года Минсельхоз значительно расширяет этот механизм, что позволит субсидировать всю цепочку доставки до конечного потребителя.