24 ноября

Экспорт из Казахстана семян подсолнечника и подсолнечного масла фактически остановлен

Казахстанские экспортеры семян подсолнечника и подсолнечного масла уже почти месяц не могут экспортировать данную продукцию, поскольку Минсельхоз РК не распределил квоты на ее вывоз ноябре. Об этом 23 ноября сообщило агентство ElDala со ссылкой на информацию НПП «Атамекен».

Как уточняется, квоты на экспорт семян и масла подсолнечного введены Минсельхозом в августе 2021 г., а в октябре в приказ были внесены изменения. При этом в связи с принятием нового приказа квоты на ноябрь не были распределены, что вынуждает сельхозпроизводителей задерживать поставки.

«Новый приказ, который сейчас находится на стадии согласования в госоргане, устанавливает увеличенный объем квот на вывоз до 1 июля 2022 г. семян подсолнечника (125 тыс. тонн) и масла подсолнечного (110 тыс. тонн). Но из-за задержки согласования приказа наши экспортеры вот уже почти месяц не могут отправить свою продукцию за рубеж», – рассказал директор РПП ВКО Кайрат Мамырбаев.

В сложившейся ситуации производители заявляют, что находятся на грани дефолта, поскольку из-за возникших ограничений не выполняют в установленный срок условия международных контрактов. Многие из них вынуждены приостанавливать производство и отправлять работников в отпуска без содержания.

Кроме того, количественные ограничения экспорта подсолнечника негативно сказываются на ценообразовании на внутреннем рынке Казахстана. Производители отмечают, что сложившаяся цена на продукцию не покрывает текущие расходы, оплату кредитов и не дает возможности развиваться.

«При активном строительстве отечественных перерабатывающих производств было бы целесообразнее развивать собственный потенциал. Для этого необходимо стимулировать производителей подсолнечника продавать сырье казахстанским предприятиям. В настоящее время цена, по которой они готовы принимать подсолнечник, в два раза ниже цены, которую платят за рубежом. И так как в местном бюджете всегда не хватает средств, то отличным стимулом для сбыта на внутреннем рынке стало бы субсидирование из республиканского бюджета затрат перерабатывающих предприятий на закупку сельскохозяйственной продукции», – считает К.Мамырбаев.

Он также указал на нехватку товарных вагонов, что напрямую отражается на сроках перемещения товаров и сопровождается дополнительными финансовыми затратами.

«Данная проблема в настоящее время наблюдается ввиду транспортного коллапса на переходах казахстанско-китайской границы, а также ввиду угольной кампании, которая полным ходом идет в стране. Многие компании, которые предоставляют вагоны для перевозки сельхозпродукции, сейчас только под уголь их поставляют», – сказал эксперт.