27 ноября
Экспорт продовольствия из Сибири в Китай растет быстрее всего
Сибирский бизнес активно развивает торговые отношения с КНР, предлагая разнообразный ассортимент товаров, власти регионов Сибирского федерального округа делают ставку на увеличении поставок продуктов питания. В частности, наблюдается рост экспорта из региона растительного масла, пшеничной муки, куриного мяса и мороженого. Но на текущий момент в сибирском экспорте в Китай пока преобладают не готовые к употреблению продукты, а сельскохозяйственное сырье, включая зерновые и зернобобовые культуры, маслосемена и жмыхи, статистику экспорта собрал КоммерсантЪ:
В 2023/24 сельскохозяйственном году регионы СФО увеличили экспорт в Китай зерновой продукции на 87%, или до 1,75 млн т, сообщал Федеральный центр оценки безопасности и качества продукции АПК. Поставки в Поднебесную увеличили все регионы округа, при этом большинство из них расширили номенклатуру. Суммарный экспорт семян рапса в Китай вырос на 37%, до 326 тыс. т. Правда, сократился на 69%, до 112 тыс. т, вывоз семян льна. Число компаний-экспортеров увеличилось со 173 до 236.
В новом сельскохозяйственном году поставки продолжают расти. По данным Сибирского управления Россельхознадзора, в январе—октябре 2024 года Кузбасс отправил в КНР более 76 тыс. т зерна и зернобобовой продукции, или 55,3%, из 137 тыс. т общего экспорта. Масличного рапса было поставлено 6,9 тыс. т. Томская область за этот же период экспортировала в Китай 1,92 тыс. т рапсового жмыха. Компании Красноярского края за десять месяцев этого года поставили на экспорт 301 тыс. т зерна, продуктов его переработки и масличных культур, в том числе 71,3 тыс. т рапса. Подавляющая часть, по данным краевого управления Россельхознадзора, направлена в Китай: 86,7 тыс. т зерна, 50 тыс. т рапса и 2,2 тыс. т семян льна.
В этом году Россельхознадзор отмечает также поставки в Китай из Новосибирской области пухо-перьевой смеси, гороха, гречихи, пшеницы, ячменя, рапса, льносемян, муки, рапсового и кедрового масла, жмыха кедрового ореха, а из Томской области — рапсового масла и деревянных палочек для мороженого.
Экспорт российского рапсового масла в Китай переживает настоящий бум — с 2021 по 2023 год он увеличился по стоимости в 3,7 раза, с $405 млн до $1,5 млрд, свидетельствуют данные китайской таможенной статистики. Аналогичными темпами увеличились поставки семян рапса — с $55 млн в 2021 году до $210 млн, или в 3,8 раза. Значительную часть поставок обеспечили компании из сибирских регионов. В 2,4 раза вырос экспорт российского подсолнечного масла в Китай — с $381 млн до $922 млн. В рамках этого тренда производители запускают в Сибири проекты по расширению производства.
Группа компаний «Сигма» приступила в начале ноября к строительству маслоэкстракционного завода в Алтайском крае мощностью переработки до 1,2 тыс. тонн маслосемян в сутки. Проект стоимостью 17 млрд руб. планируется реализовать к 2028 году. Как сообщили в правительстве региона, 40% готовой продукции нового предприятия будет поставляться на экспорт, в том числе в Индию и Китай.
Как отмечает издание, китайский капитал становится основным иностранным игроком на российском рынке в условиях ухода западных компаний. За девять месяцев 2024 года число зарегистрированных компаний с совладельцами из Китая выросло на 32% к тому же периоду 2023 года. Доля китайского бизнеса в общем числе новых регистраций компаний составила 34% в этом году против 13% в 2021-м. В результате Китай вышел на первое место среди иностранных участников, почти на треть обогнав белорусских предпринимателей, лидировавших в 2023 году.
При этом выручка российских компаний с участием предпринимателей из Китая выросла почти втрое в 2021–2023 годах, опережая динамику оборота в экономике. На оптовую торговлю приходится 26% всей выручки «китайского» бизнеса в РФ (35% в 2021 году), в секторе работают 38% всех предприятий с китайским участием. И структура «опта» меняется: растет доля торговли машиностроительными товарами (выручка увеличилась в 2,2 раза, удельный вес сектора — 69%) и потребтоварами (продовольствие — в 2,7 раза, легкая промышленность — в 2,1 раза; вес — 11%), снижается доля прочих товаров промышленного назначения (рост в 1,8 раза; вес — 16%).