29 января
ГМО-путь. Китай расширяет производство генномодифицированной сои
Китай на протяжении последних лет не раз заявлял о планах пересмотреть свои правила в отношении семян: в стране постепенно прокладывали путь в сторону интеграции ГМО-сортов в АПК для наращивания внутреннего производства масличных и снижения импортозависимости.
Зачем Китаю нужна ГМО-соя и удастся ли местным фермерам нарастить производство бобов – разбирались в OleoScope.
Место Китая на рынке сои
Китай на мировом рынке не является ведущим производителем сои, но спрос на бобы в стране очень большой: ежегодно Поднебесная закупает около 100 млн тонн масличной за рубежом (это около 60% от всего объема глобальной торговли культурой), на внутреннем рынке фермеры собирают еще порядка 20 млн тонн.
Основное отличие в следующем: то сырье, которое Китай импортирует, производится в основном в Южной или Северной Америке и только с помощью ГМО-компонентов – такая продукция в дальнейшем идет на переработку внутри страны и уже в готовом виде отправляется на корм сельскохозяйственным животным. Соя местного производства считается полностью «чистой», ее активно применяют в пищевом секторе, к примеру, для производства тофу или соевого соуса.
Но Китай крайне уязвим к колебаниям мирового рынка, ведь практически 90% соевых продуктов (от пищевых масел до шротов), которые потребляют в стране, выпускают из импортного сырья. Кроме того, торговый конфликт с США, одним из ключевых производителей сои в мире, вынуждает КНР активнее задуматься о замещении внешних поставок.
Эксперты уверяют, что сейчас китайскому агросектору нужно быть особенно осторожным, ведь в Америке вновь возможно избрание президентом Дональда Трампа, после прихода которого к власти в 2017 году отношения между странами в экономическом плане накалились.
Даже сейчас это отражают данные статистики: по информации китайской таможни, Бразилия отправила в КНР по итогам прошлого года 69,95 млн тонн соевых бобов, что на 29% выше уровня 2022 г. Южноамериканский регион укрепил долю в структуре национального импорта масличной до 70%. А вот у американских экспортеров культуры ситуация несколько хуже: во-первых, они снизили объемы продаж в Поднебесную в прошлом году на 13%, до 24,17 млн тонн, а, во-вторых, их доля в структуре отгрузок просела до 24%.
Такая динамика может продолжиться и в дальнейшем, ведь полностью отказаться от импорта в ближайшие годы Китай не сможет, уверяют опрошенные специалисты. При этом текущая геополитическая и торговая конъюнктура ведут к открытию широкого экспортного коридора для Бразилии, тем более что 70% их сырья закупает именно КНР.
«Сотрудничество двух стран в сфере АПК представляет большой потенциал для обеих сторон. Китай нуждается в обеспечении продовольственной безопасности своего населения, в то время как Бразилия стремится увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции и развить свои потенциалы в данной отрасли, – объясняют эксперты. – Одно из основных направлений сотрудничества – торговля сельхозпродукцией. Китай активно закупает соевые бобы, мясо, кофе и другие товары у Бразилии, что способствует укреплению экономических связей между странами».
Но для обеспечения полной независимости от США и других поставщиков сои Китаю понадобятся дополнительные посевные площади, которые в стране в большом дефиците, считает профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ибрагим Рамазанов.
«Потребности в сое и продуктах переработки растут более высокими темпами, чем возможности для увеличения объемов их производства, причем не только в КНР, но и по всему миру», – отмечает он.
Спасет ли страну ГМО-путь?
Соевые бобы играют важную роль в экономике Китая, и Пекин видит необходимость увеличения местного производства маслосемян. Для более активного роста в стране решили применять ГМО-сорта, но местные власти в течение многих лет были осторожны в вопросе их внедрения, хотя в последние годы риторика сменилась на более мягкую: например, в декабре надзорные органы выдали лицензии сразу 26 компаниям на производство и продажу ГМО-кукурузы и сои.
«Высокая урожайность и устойчивость ГМО-сортов к болезням доказаны практикой и не вызывают сомнений, – уверяет Ибрагим Рамазанов. – Разрешение их применения в Китае является попыткой обеспечения независимости страны от поставок сырья, в первую очередь, из США. Однако потенциал ГМО-сортов ограничен. Поэтому их применение решит проблему лишь частично».
Китай сталкивается с нехваткой водных ресурсов и пахотных земель, что усугубляется проблемами качества почвы и усиливающимися последствиями изменения климата. Но в случае с ГМО препятствием становится еще и внешнее восприятие – так, например, внедрение генномодифицированных сортов в КНР замедлилось из-за негативной реакции общественности.
«Многие исследователи говорят о сомнительной эффективности ГМО-продуктов и неопределенных последствиях их влияния на здоровье человека и животных, – отмечает Рамазанов. – При этом достоверных доказательств пагубного влияния продуктов с ГМО пока не существует. Тем не менее, сторонники активного применения этих сортов исходят из того, что развитие данного сектора является одним из надёжных направлений борьбы с глобальным дефицитом кормов для животных и продовольствия».
Сильный скептицизм среди населения отражают недавние опросы: 55% местных потребителей выступают против ГМО-продуктов, а почти 60% не доверяют ученым, изучающим этот вопрос. Другой мониторинг, показал, что лишь 12% жителей КНР положительно относятся к ГМО.
«В последние годы растет число сторонников применения ГМО-сои для производства кормов для животных, хотя доля противников этой инициативы ещё высокая. Тем не менее, у ГМО-бобов формируется свой сегмент на мировом рынке», – комментирует Рамазанов.
Признав наличие проблемы, власти Китая начали проводить разъяснительную политику среди населения через СМИ, поясняя, что вокруг ГМО-продукции есть много мифов.
«Центральное правительство Китая демонстрирует, что оно осведомлено о проблеме продовольственной безопасности. Для более широкого использования ГМО-технологий в сельском хозяйстве ведомство приступило к реализации пилотных программ по постепенному внедрению генномодифицированной сои местного производства», – отмечают эксперты.
Как сообщает китайское министерство сельского хозяйства и сельских дел, у регулирующих органов и ученых уже накоплен обширный опыт в ходе экспериментальных проектов, что в дальнейшем поможет продвижению ГМО-кукурузы и сои в стране под строгим надзором и контролем рисков.