16 ноября

Китай рассматривает возможность импорта соевого шрота из Бразилии из-за дефицита предложения

Китай, крупнейший в мире производитель и потребитель соевого шрота, рассматривает возможность разрешения крупномасштабного импорта бразильского соевого шрота в условиях продолжающегося внутреннего дефицита, но многие участники рынка сомневаются, что дробилки будут импортировать, даже если разрешение будет получено.

Падение объемов отгрузки сои с июля вынудило китайские предприятия по переработке зерна резко снизить активность, при этом импорт в третьем квартале снизился на 9,1% в годовом исчислении, что привело к сокращению производства соевого шрота и росту спотовых цен на соевый шрот с августа.

Согласно данным Главного таможенного управления, импорт сои в Китай в октябре снизился на 19% в годовом исчислении до 4,14 млн тонн, что является самым низким октябрьским объемом с 2014 года. В результате спотовые цены на соевый шрот выросли на 5,6% в месячном исчислении, а текущая спотовая цена выросла на 61% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сообщает oilworld.ru со ссылкой на S&P Global Platts.

В то время как импорт сои, как ожидается, вырастет в ноябре и декабре до 7,5 млн тонн и 9,5 млн тонн соответственно, около 1,5 млн тонн каждый месяц необходимо будет возвращать в государственные резервы Китая, которые некоторые переработчики сократили в попытке уменьшить дефицит. Это снизит объем импортируемых соевых бобов, доступных для производства соевого шрота.

Покрытие спроса на близлежащие поставки остается низким, поскольку производители покупают "из рук в руки", и ожидается, что рынок соевого шрота останется напряженным до 1 квартала 2023 года, сообщили несколько источников. По состоянию на 14 ноября было покрыто только 4,6 млн тонн из общего открытого спроса на сою в размере 6 млн тонн для декабрьских поставок, в то время как покрытие январских поставок составило 25%.

При отсутствии признаков того, что рынок готов увеличить открытый спрос на поставки сои в декабре-январе, перерабатывающие комбикормовые отрасли уже обеспокоены поставками соевого шрота с поставкой в марте и апреле, сообщил источник на крупной китайской перерабатывающей компании.

Опция импорта

Дефицит побудил китайские власти рассмотреть вопрос о разрешении крупномасштабного импорта соевого шрота - в 2021-22 годах был зарегистрирован всего один груз — при этом наиболее вероятным поставщиком является Бразилия, после недавнего решения Китая открыть свои рынки для импорта бразильской кукурузы.

Процесс оформления документации на импорт соевого шрота продолжается и может быть завершен в ближайшее время, что вызовет дискуссию на рынке о том, какое влияние этот вариант окажет на комбикормовые заводы Китая.

Китайские производители сообщили, что предложения на бразильский шрот уже доступны для декабрьских поставок, которые, скорее всего, прибудут в Китай в феврале, после лунного Нового года.

Однако большинство участников рынка сомневались, что комбикормовый сектор Китая будет импортировать соевый шрот из Бразилии, если такая возможность появится, заявив, что комбикормовые заводы не имеют опыта в импорте, фьючерсном ценообразовании и валютном хеджировании и привыкли покупать соевый шрот у местных дробилок в юанях и оплачивать транспортные сборы только у дробилки.

Если бы они импортировали бразильский соевый шрот, им пришлось бы платить за грузы в долларах США и транспортные расходы из портов, что может повлечь за собой большие капитальные риски и затраты, с которыми комбикормовые заводы были в состоянии справиться, сообщили источники на рынке.

Срок годности соевого шрота также короток, и поставки из Бразилии в Китай увеличивают риск ухудшения качества, сообщил трейдер соевого шрота.

Соевый шрот, который комбикормовые заводы собирают с местных дробилок, обычно измельчается в течение 1-3 месяцев и хранится на складах в сухих условиях, в то время как морская транспортировка может привести к высокому содержанию влаги в условиях хранения, что приводит к ухудшению качества, добавил он.

Облегчить дефицит.

Ожидается, что дефицит соевого шрота на внутреннем рынке Китая также постепенно сократится в течение первой половины 2023 года, сообщили многочисленные источники.

"Ожидаемый более высокий объем импорта в декабре обеспечит относительно достаточные поставки соевого шрота в период празднования Нового года по Лунному календарю", - сказал китайский трейдер.

Источник в китайской дробилке сообщил, что спрос на соевый шрот ослабнет после Лунного Нового года, поскольку забой свиней для празднования приведет к сокращению запасов свиней, что компенсирует снижение импорта сои в феврале и марте.

"Животноводческие предприятия будут пополнять запасы свиней и домашней птицы в течение марта и апреля, следовательно, потребность в кормах значительно возрастет в конце второго квартала", - сказал другой китайский производитель.

Однако третий китайский источник в дробилках сообщил, что дробильщикам может быть предложено импортировать соевый шрот для продажи местным комбикормовым заводам, если импортная наценка на соевый шрот окажется более конкурентоспособной, чем наценка на соевые бобы на внутреннем рынке.

"Возможно, есть шанс, что китайские дробилки рассмотрят возможность импорта шрота из Бразилии", - сказал источник.

Такой ценовой арбитраж произошел бы только в том случае, если бы соевые бобы были слишком дорогими для импорта Китаем, в то время как соевый шрот из Бразилии был относительно дешевле из-за высоких запасов или более высоких, чем ожидалось, объемов дробления в Бразилии, сказал китайский трейдер.

Источники как в переработке так и в торговле не ожидают, что это произойдет в ближайшей перспективе.

Незначительное региональное воздействие

Региональные комбикормовые заводы также не были обеспокоены перспективой потенциального импорта Китаем бразильского соевого шрота.

"Мы понимаем, что выход Китая на закупку [бразильского соевого шрота] может потрясти рынок, но мы пока не видим такого поведения рынка", - сказал менеджер по закупкам кормов в Индонезии.

Юго-Восточная Азия является ключевым направлением для южноамериканского соевого шрота, при этом крупнейший региональный импортер Индонезия закупает более 2 миллионов тонн в год у Бразилии для своей птицеводческой промышленности.

Вьетнам также импортирует соевый шрот из Бразилии, хотя Аргентина поставляет около 60% от своих 5,2 млн. тонн в год импорта соевого шрота.

"Только крупные комбикормовые заводы используют [бразильский соевый шрот] из-за более высокого содержания сырого белка, остальное мы предпочитаем импортировать из Аргентины, так что это не сильно повлияет на нас", - сказал трейдер из Вьетнама.