11 декабря
Надбавки не надо: в РФ могут ввести госрегулирование наценок на социально значимые товары
Как в России регулируют цены
В правительстве готовят проект отзыва на законопроект депутатов «Справедливой России» о поправках в закон о торговле, «Известия» ознакомились с ним. Парламентарии предложили позволить региональным властям ограничивать наценки оптовой и розничной торговли 5% и 15% соответственно. Речь идет только о социально значимых товарах, это чуть более 20 наименований, в список входят говядина, мясо птицы, масло, хлеб и так далее. Такой подход позволит предотвратить ситуации, при которых торговые сети завышают цены на товары, а также поддержать граждан, полагают депутаты. Этот законопроект уже внесли в Госдуму.
Минсельхоз поддержал инициативу, правда, уточнил: такой подход следует использовать в исключительных случаях. Например, когда цены на социально значимые товары растут в регионе в течение 60 дней на 10 и более процентов, в этом случае кабмин может и должен ограничить наценки на 5% и 15% максимум на 90 дней, сочли в Минсельхозе. Согласно закону о торговле, при такой динамике роста цен правительство уже сейчас может устанавливать предельно допустимые цены на социально значимые продукты. Так, в конце 2020 года правительство фиксировало розничную стоимость сахара и подсолнечного масла.
Но Министерство промышленности и торговли раскритиковало инициативу депутатов, сформировав отрицательный проект отзыва правительства. В ведомстве отметили, что закон о торговле уже предусматривает госрегулирование, то есть фиксирование цен.
«Предлагаемый подход отличается чрезмерностью», он противоречит правилам конкуренции, которые установлены в ЕАЭС, говорится в документе. Согласно им, госрегулирование следует вводить в критических случаях: например, во время чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, из соображений национальной безопасности и при условии, что проблемы невозможно решить иным путем.
Госрегулирование наценок может привести к дефициту товаров, к подорожанию другой продукции, например, если торговые сети будут переносить свои издержки на нее, плюс стимулировать розницу использовать нелегальные схемы взаиморасчетов с производителями, отметили в Минпромторге. Более того, регионы могут столкнуться с тем, что розница будет по-разному их обеспечивать продовольствием: продажи сосредоточат там, где это выгодно, тогда в других областях может возникнуть дефицит, отметило ведомство.
Негативный проект отзыва согласовали в Минэке, Минфине, ФАС, а это значит, что противоречие с Минсельхозом придется снимать на дополнительном совещании в правительстве. «Известия» направили запросы министерствам, а также в кабмин.
Чтобы не возникло дефицита продуктов, нужны «мягкие механизмы» — это, например, возможность ограничивать торговую наценку, а не замораживать цены, считает главный автор законопроекта, лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов.
— Я убежден, что государство обязано заниматься сдерживанием стоимости продуктов, это важнейшая его задача, от этого во многом зависит благосостояние граждан, — сказал он «Известиям».
Почему торговля против ограничения наценок на продукты
Искусственное вмешательство в ценообразование может нести риски дисбаланса, искажения конкуренции и в конечном счете дефицита соответствующей продукции, согласны с финансово-экономическим блоком кабмина в Центре стратегических разработок.
— Долгосрочное и эффективное решение задачи — сдержать инфляцию — возможно только с помощью рыночных инструментов, в частности, за счет максимального расширения предложения товаров. Для этого уже действуют различные программы поддержки отечественных производителей, в том числе в аграрном секторе. Было бы правильно проанализировать их на предмет эффективности и усилить по наиболее важным направлениям, — сказали «Известиям» в организации.
Федеральная торговля уверена, что новая мера не поможет сдержать подорожание продуктов. В среднем более 95% наценки у розницы приходится на издержки, которые связаны с продажей товаров и ведением бизнеса, пояснил «Известиям» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
— Это логистика, аренда помещений, заработная плата, налоги, коммунальные платежи, обслуживание торгового оборудования, эквайринг и другое. Административно регулировать такие затраты невозможно, — добавил он. — Прямое регулирование цен и наценок нарушает рыночные механизмы, сокращает возможности участников рынка. Сети будут вынуждены перенести основные издержки в стоимость другой продукции, в результате подорожает практически весь ассортимент.
Установление единой торговой наценки на товары первой необходимости без учета особенностей и уровня развития территорий, затрат розницы и потребительского спроса может сократить объемы поставок социально значимых продуктов. Это может привести к их нехватке и увеличению стоимости, отметил эксперт.
Международный опыт регулирования наценок в оптовом и розничном секторах показывает, что такие меры в ряде стран Латинской Америки в начале 2000-х, а также недавний опыт замораживания цен на продукты питания в Венгрии привели к возникновению дефициту некоторых товаров и росту теневого рынка, напомнил Игорь Караваев. Схожие эффекты фиксировали и в России, когда власти временно заморозили цены на сахар и подсолнечное масло.
Производители уверены, что прежде всего следует развивать производство и повышать поток продуктов в магазины в условиях конкуренции, тогда цена на товары будет оптимальной, сказал редакции исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.
— Для расширения производства нужны меры стимулирования с доступными инвестиционными деньгами и снижение издержек по всей цепочки обеспечения АПК ресурсами, — добавил эксперт. — Если помогать нуждающимся гражданам, то необходимо выбирать адресные программы, а не сдерживать цены для всех потребителей, это требует гораздо больших ресурсов и снижает заинтересованность бизнеса в развитии.
Регулирование наценки — это крайняя мера, тут необходимо подходить очень осторожно, имея достоверную информацию о прибыльности по всей цепочке «от поля до прилавка», резюмировал он.