24 июля

Накормить поднебесную. Почему китайские потребители выбирают российское растительное масло.

Внутреннее потребление растительных масел в Китае в последние годы непрерывно растет. Согласно оценке экспертов китайского масложирового рынка, к концу сезона 2017/18 МГ суммарный объем потребления растительных масел в Поднебесной достигнет почти 32 млн. тонн. Основным драйвером роста потребления масложировой продукции в стране является увеличение численности населения, которое к концу 2018 года составит более 1,4 млрд. человекОбеспечение продуктами питания самого большого населения на земле стало благодатной почвой для стимулирования внешнеторговых отношений между Китаем и Россией.

О том, какие факторы являются ключевыми для успешного выхода на китайский рынок, а также, в чем заключаются основные преимущества российских растительных масел, в интервью Oilworld.ru рассказал Алексей Гаврилов, директор Дивизиона экспортного потенциала ГК «ЭФКО», лидера масложировой отрасли России.

Расскажите, как ваша компания вышла на рынок Китая? Какую продукцию вы туда сейчас поставляете?

Китай является крупнейшим импортером продовольствия в мире, поэтому выйти на этот рынок мечтают все экспортеры, и мы – не исключение. Тем более, что в последние годы Китай активно наращивает импорт подсолнечного масла: если в 2012/13 МГ он составлял 202 тыс. тонн, то в 2016/17 МГ уже более 750 тыс. тонн.

Потенциал китайского рынка огромен, но в торговле с Поднебесной есть своя специфика. Даже у нашей компании выход на этот рынок занял не один год, потребовал многократных поездок, встреч, участия в торговых миссиях и выставках, и это несмотря на то, что нашу компанию уже хорошо знают на мировом рынке и экспорт идет в более 50 стран. Тем не менее, начать поставки своей продукции в Китай нам удалось только в 2015 году. Сначала это было бутилированное подсолнечное масло «Слобода» - наш самый известный бренд, на следующий год -  масло Altero, и сегодня мы входим в тройку крупнейших российских экспортеров по бутилированному маслу в Китай. В 2017 году начали экспорт соевого масла наливом, а затем маргаринов и специализированных жиров для пищевой промышленности, и мы до сих пор являемся единственным российским производителем, который экспортирует специализированные жиры в Китай. В начале 2018 года пошли пилотные поставки рапсового и подсолнечного масла наливом. Экспорт идет как с российских площадок Группы, так и с завода «ЭФКО Алматы» в Казахстане.

Пока в структуре наших экспортных поставок Китай занимает четвертое место, но я убежден, что будущее российского подсолнечного масла за дальними рынками Китая и Индии, поэтому мы уделяем работе с этими направлениями особое внимание.

Так, в июне этого года выступили генеральным спонсором конференции Sunflower Oil&Meal Trade Conference в Шанхае. Если ранее мы общались только на уровне топ-менеджмента крупных импортеров, выступающих посредниками, то теперь, благодаря нашей стратегии постепенного освоения рынка, смогли подготовить почву для взаимодействия с конечными потребителями нашей масложировой продукции и провели продуктивные переговоры с 30 компаниями из разных регионов Китая.

Поэтапный выход на этот рынок начинает приносить первые плоды, и мы довольны результатами. По оценке наших аналитиков, общемировой экспорт подсолнечного масла в Китай к концу сезона 2017/18 составит около 800 тыс. тонн, из которых на долю России придется где-то 200 тыс. тонн, в том числе более 20% всего объема обеспечит наша компания. В среднесрочной перспективе мы планируем нарастить объем экспорта подсолнечного масла в Китай до 160-170 тыс. тонн в год.

В чем, на ваш взгляд, привлекательность российских растительных масел для китайского рынка? Насколько в целом у Китая жесткие требования к импортным товарам масложировой отрасли?

Пока одним из основных конкурентных преимуществ российской масложировой продукции на китайском рынке является цена. По данным на начало лета этого года цена на российское подсолнечное масло составляла 755$/т на базисе FOB, а на украинское - уже за 770$/т на базисе FOB. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, Украина пришла на китайский масложировой рынок раньше нашей страны и успела занять там прочные позиции - сегодня она является основным поставщиком подсолнечного масла в Китай. Россия же начала открывать для себя новые перспективные рынки дальних стран только после осложнений отношений с Турцией. По моим ощущениям, мы опоздали больше, чем на три года, и теперь вынуждены выступать в роли догоняющего.

Во – вторых, требования по качеству к подсолнечному маслу, которые предъявляют наши китайские партнеры, отличаются от требований Турции и Египта, с которыми Россия привыкла работать. Так, китайский список показателей качества CIQ для растительных масел содержит более 20 показателей, в том время как в странах Евросоюза или Турции их всего 5-6. Кроме того, китайцы привыкли к гидратированному маслу. Украина уже везде успела построить гидратацию, а наша страна пока еще отстает в этом плане. Мы и другие крупные отечественные производители работаем в этом направлении, но без поддержки государства в части субсидирования переоснащения производственных предприятий, ориентированных на экспорт подсолнечного масла наливом, не обойтись. Тем более что гидратированное масло востребовано не только в Китае, но и в Индии, Иране и многих других странах. Модернизация оборудования российских переработчиков-экспортеров позволит сделать российское подсолнечное масло конкурентоспособным на мировом рынке.

Фитосанитарные требования китайской стороны к шроту еще жестче. Но поставки шрота у нас впереди, поскольку Россия и Китай пока не подписали протокол по фитосанитарным требованиям.

По специализированным жирам и маргаринам требования китайских партнеров сопоставимы с требованиями европейских компаний. Но наша компания еще до выхода на мировой рынок прошла все необходимые международные аудиты и сертификацию продукции, а тема качества для нас всегда была и будет на первом месте. Скажу больше, даже немногие наши конкуренты в Европе могут выпускать жиры нашего уровня, поэтому в этом вопросе мы конкурентоспособны.

Какова в целом структура рынка растительных масел в Китае? И как себя чувствует российское подсолнечное масло в стране, где в лидерах по потреблению соевое?

Структура потребления растительных масел в Китае действительно отличается от российской: в тройку наиболее популярных в стране масел, используемых в пищу, входят соевое, рапсовое и арахисовое. Традиционно лидером по потреблению является соевое масло, по данным USDA - это 16 млн. тонн по итогам прошлого сезона. 97% соевого масла производят внутри страны, при этом почти 90% сои, которая перерабатывается в Китае, импортируется из Бразилии, США, Аргентины, Уругвая – стран, производящих исключительно ГМО-сырье. Потребление рапсового масла в Китае составляет 8,4 млн. тонн, а производство на 25% зависит от импортного сырья – и это тоже ГМО. 

Далее – арахисовое масло, производство которого по итогам прошлого сезона составило 3,4 млн. тонн, а сырье полностью выращено внутри страны.  Ну, про арахис мы все наслышаны, особенно про китайский - ГМО на 100%.

Однако в последние несколько лет в Китае появился огромный спрос на экологически чистую продукцию.  Китайский потребитель все чаще отказывается от дешевого масла из генномодифицированной сои, отдавая предпочтение импортному подсолнечному маслу, без ГМО, которое по восприятию потребителя выше по качеству.

В КНР, конечно, тоже выращивают подсолнечник и занимаются его переработкой, но 700 тыс. тонн подсолнечного масла, которое производят в стране, – это «капля» в китайском «море» потребления растительных масел.

А могут ли российские экспортеры рассчитывать на премию за не ГМО-продукцию?

Тренд на премию за не ГМО задала Европа, но даже там не все еще определено до конца. Пока рынок находятся в стадии формирования, а премия за «чистоту» выплачивается нестабильно. Тем не менее, постепенно со стороны импортеров мы уже наблюдаем растущий интерес к не ГМО-продукции. Полагаю, что в перспективе премия за такую продукцию, разумеется, войдет в практику, и для российских производителей и поставщиков «чистого сырья» это станет одной из основных точек роста на ближайшие годы.

Вы упомянули, что в Китае сеют мало подсолнечника. Не значит ли это, что, подсолнечник стране не нужен?

Все не совсем так. Подсолнечник в Китае не является традиционной культурой и не входит в перечень сельхозпродукции, обеспечивающих пищевую безопасность страны, поэтому площади под него не растут. И тем не менее, у подсолнечного масла на китайском рынке большое будущее.

Дело в том, что рост населения страны в сочетании с растущим уровнем благосостояния граждан сделал сельское хозяйство жизненно важной отраслью в Китае, а производство продуктов для здорового питания стало новым национальным трендом. И подсолнечное масло в КНР позиционируется как «здоровый» и премиальный продукт, ориентированный на средний и выше среднего классы.

Еще одно интересное наблюдение, которое я отметил во время своего недавнего визита в Китай: их потребители считают импортную продукцию более высокой по качеству, чем местную, и внимательно изучают информацию на этикетке, а значит у российской продукции есть шанс быть востребованной на этом рынке.

Есть ли какие-то особенности в логистике растительных масел в Китай?

Основная зона потребления подсолнечного масла расположена в центральной части Китая, ближе всего к портам. Поэтому, чтобы работать на их рынке необходимо иметь возможность оперативно формировать и поставлять крупные судовые партии гидратированного масла. С точки зрения логистики наиболее эффективны для этого порты Новороссийска и Тамани. Новороссийск, конечно, больше заточен под нефть, а вот морской порт Тамань является единственным в России специализированным глубоководным маслоналивным терминалом по перевалке жидких пищевых грузов.

Благодаря наличию собственных портовых мощностей и возможности управления большими товарными массами подсолнечного масла, мы можем оптимизировать логистику и формировать судовые партии не только для Китая, но и для других дальних рынков. Поэтому, безусловно, Тамань имеет для России стратегическое значение, ведь доля таманского порта в российском экспорте на этих рынках уже сегодня составляет больше 50 процентов.

Однако, чтобы быть конкурентоспособной на мировом рынке, Россия должна развивать и совершенствовать собственную транспортно-логистическую инфраструктуру. Необходимо решать вопрос с нехваткой мощностей по хранению в портах, потому что даже «ЭФКО» – лидеру масложировой отрасли - сложно оперативно сформировать на берегу большие (в 30-40 тыс. тонн) партии гидратированного масла, чтобы с минимальными затратами и по конкурентоспособной цене отгружать их на экспорт.  Необходимо синхронизировать планы по наращиванию объемов экспорта с планами по развитию железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава, которого сейчас остро не хватает, развивать автоперевозки в направлении экспортных транспортных коридоров.

Только комплексное решение этих вопросов позволит отечественным экспортерам эффективно конкурировать с украинскими трейдерами не только в Китае, но и на рынках других стран, усилит позиции нашей страны на международном рынке растительных масел и выведет российский экспорт масложировой продукции на качественно новый уровень.