13 октября
Нехватка средств на пересадку масличных пальм может привести к росту котировок на рынке масел
Для фермеров из Юго-Восточной Азии, которые занимаются сбором урожая на плантациях, где находятся масличные пальмы, остро встал вопрос увеличения числа низкоурожайных деревьев. Традиционно пальмы растут около четверти века, активно плодоносят, а после 25 урожайных лет их необходимо пересаживать, но сейчас у аграриев не хватает средств на это.
Правительства Малайзии и Индонезии начали искать пути решения этой проблемы. Пока, по предварительным оценкам, для полной замены всех деревьев старше 20-25 лет потребуется почти $10 млрд.
Как пальмовая промышленность переживает этот кризис и что ждет отрасль в дальнейшем – разбирались в OleoScope.
Больше откладывать нельзя
Рынок пальмового масла в двух крупнейших регионах-производителях продукта, Малайзии и Индонезии, переживает один стресс за другим: сначала пандемия привела к острой нехватке рабочих-мигрантов на плантациях, а затем резкий рост затрат на производство сырья довел фермеров почти до экономического краха. Многие участники рынка признаются, что у них просто не хватает оборотных средств для пересадки старых пальмовых деревьев.
Аграриям остается лишь продолжать работу в текущих условиях, но результат, как утверждают представители отрасли, будет соответствующий. Сначала значительная задержка с обновлением пальм негативно скажется на урожаях, а затем уже серьезно ограничит потенциал экспорта готовой продукции. Это, в свою очередь, может еще больше снизить доходы фермеров.
Масличные пальмы начинают давать первый урожай только после трех лет с момента посадки. Со временем урожайность ежегодно увеличивается и достигает пика в период с 9 до 18 лет жизни. После этого количество плодов начинает уменьшаться и примерно к 25 годам деревья обычно выкорчевывают.
В аналитическом агентстве OilWorld (Германия) такую ситуацию назвали тревожной. По оценкам немецких экспертов, ежегодный рост производства пальмового масла к 2030 г. может снизиться до 1,8 млн тонн против среднего увеличения на 2,9 млн тонн до 2020 г. В компании также ожидают, что прирост показателей в сезоне-2023/24 окажется самым низким за последние 4 года, особенно на фоне ожидаемого погодного явления Эль-Ниньо.
«Беспокойство вызывает то, что себестоимость производства станет неконкурентоспособной, – считает руководитель отдела исследований плантаций CIMB Bank Berhad Айви Нг. – Затраты на рабочую силу растут, все дорожает. Урожайность при этом падает, поскольку фермеры не пересаживали пальмовые деревья».
По словам регионального представителя Малайзийского Совета производителей пальмового масла в России, СНГ и Восточной Европе Алексея Удовенко, нехватка рабочих во время пандемии, особенно в Малайзии, тоже оказала отрицательное влияние на пересадку.
«Данный фактор в дальнейшем безусловно отразится на производстве, – уверен он. – В прошлом году цены на мировом рынке подскочили, многие фермеры решили отложить пересадку старых деревьев ради получения дополнительной прибыли. Сейчас это решение сказывается на общем производстве масла».
Исполнительный директор United Plantations Berhad Карл Бек-Нильсен утверждает, что связь между пересадкой деревьев и скачками цен на рынке масел – это «порочная спираль».
«Когда цены на рынке хорошие, пересадка откладывается. Когда цены внезапно падают, средств не хватает, и пересадка тоже откладывается», – отметил он.
Его компания, которая входит в топ-10 крупнейших производителей пальмового масла в Малайзии, ежегодно пересаживает около 5% деревьев на своих плантациях, чтобы поддерживать «здоровый возрастной профиль».
Сколько нужно пересадить?
По оценкам малайзийской ассоциации MPOA (The Malaysian Palm Oil Association), в стране примерно на 12% посевных площадей (664 тыс. га) растут деревья, возраст которых больше 25 лет. В отраслевом объединении предполагают, что к 2027 г. их доля может превысить 35%, если ситуация не изменится. При этом стоимость текущей пересадки уже составляет почти $3 млрд.
Индонезии, исходя из данных национальной ассоциации производителей пальмового масла, сейчас и вовсе придется потратить на данную цель не менее $5 млрд. В середине 2019 г. в Минсельхозе страны заявили о намерениях заменить старые деревья на площади 2,78 млн га, но к августу т.г. эта задача была выполнена менее чем на 10% (216 тыс. га).
«Реальная угроза возникает, когда цены на растительное масло снижаются, – утверждает Карл Бек-Нильсен. – В такой ситуации мы видим, что компании с самой низкой доходностью и самым старым «возрастным портфелем» выйдут из игры в первую очередь».
Он также указывает на то, что затраты на рабочую силу в последние годы выросли как минимум на 25-30%, аналогичная ситуация с запчастями и топливом для сельхозтехники.
Финансовый вопрос
Проблемы с пересадками пальмовых деревьев чреваты коррекцией на мировом рынке. Покупатели из крупных регионов (например, Индии и Китая), в случае постепенного подорожания пальмового масла и стабилизации котировок на более высоких значениях относительно текущих, начнут присматриваться к импорту иной продукции категории vegoil из-за относительно невысокой разницы в стоимости товаров. Соответственно многие домохозяйства станут потреблять заметно больше соевого, рапсового и подсолнечного масла.
Айви Нг напоминает, что в прошлом году «пальма» активно дорожала на рынке, а ее основным преимуществом оставалась низкая себестоимость производства.
«Но теперь больше нет низкой себестоимости, а мы по-прежнему продаем на том же рынке. Вопрос здесь в том, смогут ли покупатели позволить себе более дорогую продукцию», – рассуждает эксперт.
В Малайзии аграрии уже бьют тревогу и добиваются получения налоговых льгот и грантов для ускорения пересадки пальм, но данное финансирование ранее в планы властей не входило. Министр плантаций и сырьевых товаров страны Фадилла Юсоф заявил, что правительство в ближайшее время будет искать необходимые инструменты для поддержки отрасли.
«Мы подали заявку на определенное финансирование для пересадки, в частности и для мелких фермеров. В то же время мы говорим и об инициативе крупных игроков, поскольку сейчас затраты на ведение бизнеса по производству пальмового масла и других сельскохозяйственных товаров растут», – говорит он.
Впрочем, участники рынка также сетуют на то, что проблемы кроются не только в финансах, но и в давлении со стороны экологических организаций. Если раньше увеличение объемов производства происходило за счет расширения посевных площадей, то сейчас вопрос вырубки лесов стоит крайне остро и единственным драйвером роста остается пересадка старых пальмовых деревьев.