18 июля
Переработка подсолнечника в Украине становится нерентабельной. В Украине сейчас работают всего 15-20% маслоэкстракционных заводов
Первоначальной причиной остановки производства называется начало конфликта и блокирование морских портов. Из – за этого, на Украине практически отсутствует доступ к рынкам Индии и Китая. А Европе то количество масла, которое производят в Украине, не нужно. Более того, из-за введения давальческой схемы, цены на конечную продукцию масложирового комплекса просто сбивали до уровня убыточности.
Отдельная проблема - это шрот. Украинский шрот используют не только в качестве кормов, но и для производства изолятов, ведь он не содержит ГМО.
Но что мы получаем в сухом остатке? Доставка в Турцию нашего шрота стоит 227 долларов при его цене в 215 долларов. Кто будет доставлять шрот в убыток?! - пишет Степан Капшук.
Поэтому сегодня фактически отказались от его экспорта.
Было бы логичным поднимать вопрос о снижении фрахта судов, которые заходят в Украину и искать внутри страны представителей отрасли животноводства и птицеводства, которые могли бы использовать имеющиеся объемы шрота.
Еще одним вызовом стало то, что Украина начала экспорт сырья. Подсолнечник начал уходить из страны через Болгарию и Молдову в Турцию.
В июне было экспортировано 537 тыс. тонн этой масличной культуры. Суммарно по результатам 10 месяцев маркетингового года за границу ушел 1 млн тонн подсолнечника – это около 100 млн долларов прибавочной стоимости, которые фактически мы отдали переработчикам из других стран. Поэтому логично, что за рубежом будет выгоднее покупать украинское сырье, чем наши масло и шрот. Хотя в прошлом году наш комплекс принес 8,5 млрд валютной выручки и он дает 5% ВВП всей Украины внутри страны мы чувствуем себя изгоями - пишет Степан Капшук .
1 сентября завершается маркетинговый год. Планируем выработать 5,2 млн тонн масла, экспорт которого составит 4,3 млн тонн при уровне внутреннего потребления в 400 тыс. тонн. Ожидаем, что будет 450-500 тыс. тонн переходящих остатков – это то масло, которое сейчас хранится в портах и которое сегодня невозможно экспортировать.
Без железной дороги в условиях блокировки портов мы не сможем экспортировать объемы масла, которое производим. И хотя есть понимание со стороны руководства «Укрзализныци», но, к сожалению, за месяц с 4 млн тонн грузов перевозят всего 82 тыс. тонн масла и 52 тыс. тонн шрота, что крайне недостаточно для функционирования отрасли.
В этом году производство подсолнечника планируется на уровне 10 млн тонн. Ожидаем, что экспорт семян подсолнечника составит около 2 млн тонн, также будет около 2 млн тонн переходящих остатков. Весь остальной объем масличной культуры нужно переработать при любых условиях.
Сегодня много говорят об энергосбережении и использовании агропродукции в качестве альтернативных источников топлива. Наша отрасль на протяжении 20-и лет постепенно отказывается от газа, используя энергию от сжигания шелухи.
Для понимания: из собранных в 16 млн тонн подсолнечника получаем 2-2,2 млн тонн шелухи, которые заменяют использование 1 млрд. куб. м. газа.
Поэтому несмотря на любые обстоятельства масложировой комплекс был, есть и будет функционировать.