26 июля

План на очередной санкционный период: инвестировать с умом

12 июля 2018 года Президент РФ Владимир Путин подписал указ о продлении действия продовольственного эмбарго до конца 2019 года. Данная мера многими воспринимается положительно, как повод развивать собственное производство заполняя ниши ранее занятые импортной продукцией.

Однако, по данным Минэкономразвития темпы роста АПК в России в 2018 году снизятся до 1,1% против 2,4% в 2017-м. В ряде отраслей уже наблюдается серьезное перепроизводство. Например, в свиноводстве, где ряд комплексов стоят на грани банкротства или производстве куриного мяса, где цены на продукцию упали по причине насыщения рынка.

Так, по словам Генерального директора АПХ «ПРОМАГРО» Константина Клюки, во втором полугодии прошлого года было отмечено падение цен на свинину. На это повлияли рост отечественного производства и увеличение мощностей у ключевых игроков мясного рынка, с одной стороны и отсутствие роста покупательской способности – с другой. Для многих участников рынка, особенно небольших игроков, реализовывающих проекты с нуля, это привело к негативным последствиям. Да и крупные игроки рынка столкнулись со значительным снижением выручки.

«Сейчас цены на свинину стабилизировались. Это можно связать с увеличением складских и морозильных мощностей у лидеров отрасли и адаптацией объемов предложения в соответствии с изменением спроса. Тем не менее на существенные изменения ценовой картины в лучшую сторону в 2018 году вряд ли можно рассчитывать», - заявил эксперт.

По мнению Ильи Березнюка, управляющего партнера агентства Agro&Food communications, сейчас экономически будет выживать тот, кто максимально оперативно начнет перестраиваться и сокращать издержки, как в отношении капитальных затрат, так и операционных. «Но давайте смотреть правде в глаза. Мы сумели локализовать производство, но фундамент остался прежним. Будущее за точными науками, R&D и инновационными решениями. Почему у нас такая доля импортных яблок даже в сезон? Никто не хочет вкладываться в бизнес, где необходимо ждать результат долго. И такая ментальность у многих бизнесменов, кто в свое время нарастив капитал, ушли в проекты по сельскому хозяйству. Максимальная прибыль при максимально сжатых временных рамках реализации», - заявил эксперт

Сейчас сообщество инвесторов, которое понимает, что завоевать в АПК рынок можно только за счет длинных инвестиций и в том числе за счет развития и внедрения научной базы только формируется. И уже хорошо, что они есть, считает Березнюк. «На мой взгляд, нам сейчас необходимо не «давить» иностранные компании, оставшиеся на нашем внутреннем рынке, например, в отношении СЗР или генетического материала, а максимально тесно и эффективно взаимодействовать, параллельно накапливая полученный опыт. У нас гигантский потенциал инвестирования в рынок стартапов в области современных цифровых решений для АПК. Если этот рынок начнет формироваться – будут и большие инвестиции, - заявляет управляющий партнер агентства Agro&Food, - если говорить более предметно, то сейчас идет консолидация активов вокруг крупных игроков. По итогам прошлого года мы видели, что основные M&A сделки были связаны с наращиванием земельного банка в растениеводстве. Я не думаю, что мы увидим новых глобальных инвесторов в свиноводстве или птицеводческом секторе в ближайшие 2-3 года».

А вот в Министерстве сельского хозяйства Пензенской области придерживаются несколько другого мнения: «Если говорить о сегменте АПК экономики региона и о доходности сельского бизнеса, то, безусловно, что свиноводство, производство мяса птицы – это быстрые деньги, это бизнес высокодоходный и сравнительно быстро окупаемый и этим обусловлены активные инвестиции в данные направления, в том числе и Пензенская область этому пример, мы имеем работающие в регионе крупные агрохолдинги с мировыми брендами по данным направлениям. И эту продукцию мы успешно экспортируем.

Молочное направление и производство мяса говядины, а это именно те направления, по которым наша потребность в стране полностью не закрыта, надо понимать, что это длинные деньги. Но, если говорить про Пензенскую область, можно назвать этот бизнес нишами, в которых мы бы хотели видеть больше инвесторов. Мы над этим работаем посредством и мер господдержки, и ведения активных переговоров, встреч.
Пензенская область относится к регионам, которые производят всю продукцию, возможную к производству с учетом наших почвенных и климатических условий. Это касается и отрасли растениеводства».

По мнению, Исполнительного директора Масложирового союза России Михаила Мальцева: «Масложировой сектор не сталкивался с проблемой перепроизводства продукции, и вряд ли столкнется. Мы уже давно закрываем спрос на внутреннем рынке и поставляем на экспорт более половину всей произведенной продукции. А к 2024 году объём экспорта масложировой продукции планируется увеличить в три раза. Собственно, высокий экспортный спрос и устраняет потенциальную проблему перепроизводства. Для нас до сих пор актуальна проблема дефицита сырьевой базы. Несколько сезонов подряд МЭЗы остаются недозагружены. Ситуацию существенно усугубили условия по снижению экспортных пошлин, принятые в рамках ВТО. Стоит отметить, что и в этом сезоне масличные массово уходят на внешние рынки, не доходя до российских переработчиков».

На вопрос «АгроВестника» об отраслях АПК наиболее привлекательных для инвестиций, эксперты выразили разное мнение.

Так в Минсельхозе Пензенской области, отметили потенциал малого и среднего сектора. Доходность здесь можно повысить кооперацией. Достаточно сложно выжить фермеру одному, производя качественный продукт, к примеру, сырое молоко, необходима логистика и дальше, это и перерабатывающие мощности и грамотно выстроенная сеть реализации уже готового продукта, безусловно, с подкрепленной маркетинговой составляющей.

По мнению Ильи Березнюка, управляющего партнера агентства Agro&Food communications, инвестиции в АПК могут прийти в те сектора, где еще не использован потенциал по наращиванию производства и относительно низкие операционные затраты. «Например, развитие аквакультуры и марикультуры, – имеют большую инвестиционную привлекательность. Мировые эксперты и производители говорят о том, что рост этого сегмента будет происходить ежегодно, при этом доля классической добычи водных биоресурсов остается примерно на одном и том же уровне. Огромная перспектива для выращивания мидий и устриц, при учете небольших капитальных затрат и низкой себестоимости производства. Ниша, особенно в отношении мидий, практически не занята», - считает эксперт.

По словам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Аркадия Пономарева, зерновые, жиры, масла животного и растительного происхождения, мясо – по-прежнему остаются главной статьей российского экспорта.

«Но важно не то, какие виды продовольствия мы экспортируем, а какой степени переработки. Сегодня российский продовольственный экспорт представлен преимущественно сырьевыми товарами. В то время как на мировом рынке растет спрос на продукты глубокой степени переработки. Поэтому нам нужно со всей серьезностью отнестись к развитию этого промышленного направления. Тогда, помимо сырья, мы сможем предложить мировому рынку продукты с высокой добавленной стоимостью, интерес к которым неисчерпаем» - считает Аркадий Пономарев.

Михаил Мальцев считает, что одним из высокомаржинальных направлений АПК, является масложировой сектор. Но ситуация внутри отраслевой цепочки не столько однозначна. «Ежесезонно с прибылью остаются производители масличных, они не испытывают проблем ни с отпускной ценой, ни со сбытом. В непростом положении находятся переработчики, которые зачастую вынуждены балансировать на грани рентабельности, а некоторые, не сумев покрыть убытки, закрывают производства. Причина проседания все та же — тотальная нехватка сырья. В более устойчивом положении находятся производители, работающие в «верхнем» переделе. У них есть шанс удержаться за счет выпуска товаров с более высокой добавленной стоимостью — бутилированного масла, майонезов, соусов, маргаринов, жиров и т.д.
Некоторые игроки, чтобы удержать маржу, выстраивают свою собственную производственную цепочку от поля до прилавка. Но такие участники сегодня в меньшинстве, так как подобный формат требует существенной инвестиционной базы.

При условии выравнивания экономической деятельности мы ожидаем увидеть в ближайшее время в отрасли новые инвестпотоки, которые будут касаться, во-первых, укрепления логистических мощностей, во-вторых, сектора переработки – вложений в модернизацию производственных линий и в технологии по глубокой переработке», - заявил Исполнительный директор Масложирового союза России.

Как считает депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Аркадий Пономарев: «Сегодня российские производители работают по национальным стандартам, которые не согласуются с международными. Чтобы развивать экспорт, нужно свое техническое законодательство привести в соответствие с требованиями целевых рынков. На это потребуются время и деньги. Но выход на мировые рынки, как правило, с лихвой покрывает эти издержки. Не случайно более дальновидные российские производители уже выпускают свою продукцию по международным стандартам».

Генеральный директор АПХ «ПРОМАГРО» Константин Клюка, считает, что по-прежнему перспективными остаются экспортные направления продаж свинины, они более выгодные с точки зрения маржинальности, тем не менее барьеры входа достаточно высоки и часто требуют дополнительной нагрузки для бизнеса, например внедрения отдельных систем сертификации и др.

«Что же касается инвестиций в уже работающий бизнес, то тут стоит говорить об "умеренных" вливаниях средств в проекты, которые в свою очередь позволят в долгосрочной перспективе повышать качество производимой продукции и вместе с тем сокращать операционные издержки. Наличие всей производственной цепи позволит контролировать себестоимость и, как следствие, предлагать более конкурентоспособный товар», - заявил Константин Клюка.