По итогам трех кварталов российский агроэкспорт вырос на 14%

По итогам 9 месяцев 2020 года Россия поставила на внешние рынки 53 млн тонн продукции АПК стоимостью 20,3 млрд долл., что на 2,6 млрд долл. или на 14% больше аналогичного периода прошлого года*. Драйверами роста в этом году остаются продукция масложировой отрасли, зерно, а также мясная продукция и продукция пищевой промышленности.

В целом позитивную динамику продолжают показывать все основные группы товаров, за исключением рыбы и морепродуктов, где вследствие снижения цен отгрузки в физическом выражении выросли, однако в стоимостном уменьшились. Так, поставки зерна в денежном объеме выросли на 13%, масложировой продукции – на 20%, мяса – на 77%, молочной продукции – на 11%, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности – на 18%. Экспорт рыбы и морепродуктов отстает от аналогичного прошлогоднего показателя на 6,9%.

В январе-сентябре российская продукция АПК поставлялась более чем в 150 стран. Лидером среди стран-покупателей остается Китай, который импортировал 3,2 млн тонн российских продовольственных товаров на сумму 2,8 млрд долл. – на 24% больше аналогичного периода 2019. Второе место занимает Турция, увеличившая импорт на 23% до 2,2 млрд долл., на третьем – Казахстан (1,3 млрд долл., +17%).

На долю масложировой продукции по состоянию на конец сентября приходилось 17% российского экспорта продукции АПК в 2020 году. За 9 месяцев отгружено на внешние рынки почти 6 млн тонн, что на 18% больше аналогичного периода прошлого года. В денежном выражении объем увеличился на 20% до 3,4 млрд долл.

В частности, экспорт подсолнечного масла увеличился на 28% до 2 млрд долл., рапсового – на 4,5% до 370 млн долл., соевого – на 16% до 352 млн долл. Шрота и жмыха за 9 месяцев отправлено за рубеж на сумму 484 млн долл., что на 14% больше показателя 2019 года на эту дату.

Лидером среди импортеров российской масложировой продукции остается Китай, нарастивший закупки вдвое до 783 млн долл. Из этого объема около 54% приходилось на подсолнечное масло, поставки которого выросли в 2,5 раза до 421 млн долл. (595 тыс. тонн, в 2,4 раза больше). Экспорт соевого масла в КНР увеличился в 2,3 раза до 207 млн долл. (283 тыс. тонн), рапсового – на 14% до 137 млн долл. (157 тыс. тонн). Кроме того, Россия развивает отгрузки в страну шрота и жмыха, аттестацию на поставки которого российские предприятия получили в начале этого года. По итогам января-сентября в Китай продано 26 тыс. тонн соевого и подсолнечного шрота на общую сумму 12 млн долл.

На второй позиции – Турция, увеличившая закупки на 32% до 416 млн долл. За январь-сентябрь в страну поставлено 525 тыс. тонн подсолнечного масла стоимостью 353 млн долл. (+44%), 341 тыс. тонн шрота и жмыха на сумму 63 млн долл. (-11%), а также 41 тонна маргарина на 36 тыс. долл. (в январе-сентябре 2019 поставок не было).

Замыкает топ-3 стран-покупателей Индия, нарастившая ввоз российской масложировой продукции в 3 раза до 271 млн долл. Почти 95% объема пришлось на подсолнечное масло, закупки которого выросли в 2,8 раза до 257 млн долл. (377 тыс. тонн).