29 февраля
Подсолнечная рулетка: что происходит на рынке Казахстана?
На недавнем заседании мажилиса был вновь поднят вопрос отмены экспортной пошлины на подсолнечник. Депутаты назвали действия уполномоченных органов неуклюжими и приведшими к плачевным для фермеров последствиям: дефициту оборотных средств у последних накануне посевной кампании и возможному банкротству многих хозяйств.
Мажилисмен Серик Егизбаев, ссылаясь на данные официальной статистики, озвучил, что общие запасы подсолнечника на конец 2023 года составили более 322 тыс. тонн, из которых на складах маслозаводов более 68 тыс. тонн. Это двухмесячный запас сырья для производства и поставки масла подсолнечного на внутренний рынок. При этом объем переработки подсолнечника за 4-й квартал 2023 года составил в среднем 94 тыс. тонн в месяц при потребности внутреннего рынка в 38 тыс. тонн в месяц.
"С учетом переходящих запасов ежегодное общее предложение подсолнечника с учетом импорта составило порядка 1 млн тонн, что более чем в два раза превышает потребности в сырье для производства и поставки на внутренний рынок масла подсолнечного", – указал в запросе депутат.
Также он отметил, что с 2022 года по нынешний сезон от 4% до 26% вырос в общем объеме экспорт лущенного подсолнечника, который производится и экспортируется только маслозаводами.
"То есть получается, что маслозаводам подсолнечник экспортировать можно, а фермерам, которые несут все издержки и риски по его выращиванию, нельзя. И где же здесь справедливость и логика в действиях правительства?" – задает вопрос Егизбаев.
Введение пошлины привело к обрушению закупочных цен для фермеров. Кроме того, говорит мажилисмен, накануне весенних полевых работ аграрии сталкиваются с дефицитом оборотных средств, а кто-то оказывается на грани банкротства. Продажа семян подсолнечника на экспорт стала бы для них спасительным решением.
"Считаем целесообразным отменить действие экспортной пошлины на экспорт подсолнечника с февраля текущего года. Это позволит крестьянам по справедливой цене реализовать продукцию, пользующуюся спросом в Узбекистане и Китае. Разница между внутренней и экспортной ценой составляет сегодня около 60 тыс. тенге на тонну, и с учетом экспортного потенциала подсолнечника в объеме более 226 тыс. тонн фермеры могут получить дополнительный доход в сумме более 13 млрд тенге", – говорится в запросе.
В свою очередь, в Национальной ассоциации переработчиков масличных культур считают такие рассуждения необоснованными и в то же время опасными.
"Во-первых, депутаты не несут ответственности за предлагаемые инициативы, которые зачастую противоречат посланиям главы государства, в частности, о том, что в течение трех лет нужно довести долю переработанной продукции в АПК до 70%. Во-вторых, следует аргументы подтверждать фактами, а они сегодня таковы – статистика не соответствует действительности. Как по валовому сбору, урожайности, остаткам сельхозкультур, посевным площадям. Это признали и бюро нацстатистики, и минсельхоз. А опираясь при принятии решений на неверные статистические данные, можно прийти к настоящему кризису, который в первую очередь негативно отразится на двадцатимиллионном населении страны", – отмечает председатель Национальной ассоциации переработчиков масличных культур (НАПМК) Ядыкар Ибрагимов.
"Расхождение с официальными данными по остаткам семян на сегодня составляет в среднем 33%. По состоянию на начало февраля текущего года фактические остатки продовольственного подсолнечника в Казахстане составляли 590-600 тыс. тонн, которых при ежемесячном потреблении 110-120 тыс. тонн семечки хватит лишь на пять месяцев. Новый урожай будет только в октябре, а это значит, что перерабатывающие предприятия будут вынуждены работать в условиях дефицита сырья, и, соответственно, при низкой загруженности мощностей (текущая загрузка не превышает 40% по республике), что, в свою очередь, напрямую влияет на себестоимость выпуска готовой продукции, а в случае бесконтрольного вывоза семян страна вовсе останется без отечественного подсолнечного масла", – приводят свои контраргументы в ассоциации.
В НАПМК также отметили, что экспортная пошлина на практике широко используется во многих странах для защиты внутреннего рынка. К примеру, в соседней России пошлина на семена подсолнечника в три раза выше – 32 тыс. рублей за тонну, или 155 тыс. по курсу тенге. Экспортная пошлина, утверждают отраслевики, дает возможность не только стабилизировать стоимость подсолнечного масла для казахстанских потребителей (отпускная цена от маслозаводов на бутилированное подсолнечное масло за 2023 год подешевела в среднем на 30%), но и уйти на производство продукции высоких переделов и обеспечивать высокобелковыми кормами такие смежные отрасли, как птицеводство и животноводство.