28 августа

Продажи оливкового масла в России упали почти на четверть

В России в первом полугодии снизились продажи оливкового масла на 22,8% в натуральном выражении, свидетельствуют данные исследовательской компании NTech. Его доля в продажах растительных масел сократилась с 2,1% до 1,6%. При этом в деньгах продажи оливкового масла выросли на 13,7%.

Снижение спроса отмечает и представитель компании «Оливия» (импортер оливкового масла). Уже в 2023 г. продажи просели на 15—20%, а падение в январе — августе 2024 г. — 15% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. По его словам, клиенты — дистрибуторы, рестораны и магазины стали заказывать меньше продукции. Представитель «Оливии» объясняет это прежде всего «беспрецедентным ростом цены» в 2023 и 2024 годах. 

Ввоз оливкового масла в Россию в прошлом году сократился на 30% до 17 700 т, рассказал представитель Масложирового союза России. В январе — июне 2024 г. ввезено 9122 т, что на 10% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. «Мы связываем это в первую очередь с существенным ростом цены из-за плохих урожаев последние несколько лет. Стоимость тонны оливкового масла за год выросла больше, чем на 50%. На полках магазинов цена за 1 л увеличилась за год на 25%», — сказал он.

Производство масла в Испании из-за засухи в сезоне 2022/2023 г. рухнуло более чем в 2 раза до 666 000 т, в Италии — на 26% до 241 000 т, по данным Еврокомиссии. В итоге мировое производство сократилось на четверть и составило 2,6 млн т. В июне 2024 г. тонна масла экстра вирджин в Испании стоила 8023 евро, в Италии — 9403 евро, в Греции — 7948 евро. По сравнению с маем цены почти не изменились, но они на треть выше, чем год назад.

Какие страны снабжают Россию оливковым маслом

Главный поставщик оливкового масла В Россию — Испания снизила импорт в первом полугодии 2024 г. на треть до 3091 т и переместилась на второе место. Лидером стала Италия, откуда ввезено 3473 т — примерно на уровне прошлого года. Третье место заняла Турция с поставками свыше 1419 т, что на 62% больше прошлогоднего показателя. По данным NTech, самые популярные бренды в России — Filippo Berio (23,1% от всех продаж в деньгах в первом полугодии), Monini (10,6%) и Borges (9,2%).

Закупочные цены в России заметно пошли вверх еще год назад — тогда об этом Shopper’s говорили дистрибуторы и ритейлеры. В России, помимо ситуации на мировом рынке, сказалось еще и ослабление рубля. Но в рознице существенного повышения не было, поскольку ритейлеры работали на старых запасах. Цены в магазинах стали повышаться только в марте — апреле 2024 г., свидетельствует Росстат. В июле литр оливкового масла в рознице в среднем стоил 1621 руб. — на 31,5% выше, чем годом раньше.

Производство оливкового масла в ЕС в сезоне 2022/2023 г. снизилось на 40% до 1,39 млн т (данные Еврокомиссии). На 2023/2024 г.  прогнозируется рост на 8% до 1,5 млн. Общее мировое производство достигнет 2,5 млн т, что сопоставимо с показателем прошлого года. Испания прибавит 28%, Италия — 36%. Но более чем вдвое сократит выпуск Греция и почти наполовину —Турция.

Несмотря на временное снижение спроса на оливковое масло, Ozon fresh наблюдает сезонные всплески, особенно летом, когда увеличивается потребление свежих овощей, рассказывает его представитель. «Рост цен на оливковое масло наблюдался в 2023 г., в этом году урожай в ключевых странах-производителях неплохой, биржевые цены пошли вниз, поэтому можно ожидать некоторую коррекцию цен в этом году», — оптимистичен представитель Wildberries.

В России оливковое масло всегда относилось к товарам премиального класса из-за более высокой стоимости по сравнению с другими растительными маслами, говорит представитель Масложирового союза. Основное растительное масло в стране — подсолнечное, его доля в розничных продажах в первом полугодии составляла 86%, по расчетам NTech. Аналитики отмечают небольшое снижение продаж в этот период — 1,3% в натуральном выражении. Масложировой союз за весь сезон (начался 1 сентября 2023 г. и завершится 31 августа 2024 г.) фиксирует рост потребления растительных масел на 235 000 т до 3,53 млн т. Средняя потребительская цена литра подсолнечного масла на 19 августа составляла 132 руб. (+4% в сравнении с этой датой год назад). То есть оно в 12 раз дешевле оливкового масла.

10,1 млн т составило производство растительных масел в России в сезоне 2023/2024 (начался 1 сентября 2023 г. и завершится 31 августа 2024-го), по данным Масложирового союза России. Из них 7,26 млн т отправлено на экспорт. Производство подсолнечного масла выросло на 15%, соевого — осталось на прошлогоднем уровне, а выпуск рапсового масла сократился на 15%.

Из-за дороговизны от оливкового масла отказываются и в странах, которые потребляют его традиционно много. В первой половине года в Испании первое место по продажам заняло подсолнечное масло, хотя раньше в рационе испанцев лидировало оливковое (62% продаж в 2023 г.). Продажи составили 179 млн л, оливкового — 107 млн л, сообщал Reuter’s со ссылкой на ANIERAC (Национальная ассоциация производителей пищевых масел Испании). Из-за выросших цен оливковое масло перестали потреблять многие семьи с невысокими доходами. В прошлом году литровые бутылки оливкового масла первого холодного отжима стоили в Испании до 14,5 евро. Власти пытаются сделать масло более доступным для потребителей — в 2023 г. снизили налог на добавленную стоимость с 5% до 10%, а c июля 2024 г. его обнулили.