28 июня
Равнение на Китай. Останется ли страна глобальным эпицентром соевого рынка?
За последние 30-40 лет Китай трансформировался из практически второстепенного игрока в мировой торговле продуктами питания и сельхозпродукцией в доминирующего импортера во многих категориях, особенно в соевых бобах.
Экономика страны за этот период перешла в фазу быстрого роста, а сама финансовая система претерпела серьезные изменения: уровень жизни людей значительно вырос, производительность труда в КНР достигла новой высоты.
По сравнению с остальным миром темпы экономического роста в Поднебесной были одними из самых высоких: в среднем на 10% в год повышался ВВП страны, примерно на 9% рос ВВП на душу населения. Вместе с тем с начала века в регионе стремительно выросло и население – по разным оценкам, на 200-250 млн человек.
Такой рост привел к увеличению числа домохозяйств и, как следствие, наращиванию спроса со стороны Китая на агрорынке и становлению страны в ряд ключевых глобальных импортеров.
«Правительство стало уделять большое внимание продовольственной безопасности, поощряя импорт соевых бобов и другой сельскохозяйственной продукции, – рассказал «Олеоскопу» доцент агроинженерного департамента РУДН Николай Хоменец. – Проводилась закупка для пополнения государственных резервов в качестве буфера от различных рисков: неблагоприятных погодных условий, сбоев в цепочках поставок, геополитической напряженности, стихийных бедствий и т.д. И хотя китайский ГОСТ на сою содержит более жесткие требования, чем во многих других регионах, страна впоследствии все же стала крупнейшим в мире импортером масличной».
Соевый вопрос
Нигде китайская продовольственная трансформация не была так заметна, как в соевых бобах. По данным Минсельхоза США (USDA), еще в сезоне-1990/91 страна производила лишь 11 млн тонн масличной, хотя потребление в этот же период составляло порядка 9,7 млн тонн. Теперь, за более чем 30 лет, картина серьезно изменилась: запросы внутреннего рынка выросли более чем в 10 раз. Регион при этом начал еще активнее выпускать соевое масло, а также шрот – высокобелковый кормовой продукт в рационе сельскохозяйственных животных.
«Именно соевый шрот стал критически важным элементом для появления в Китае крупнейшего в мире поголовья свиней, – утверждают отраслевые аналитики «S&P». – Примерно половина всех свиней в мире сейчас разводится в Поднебесной. Без должного количества соевых бобов и соевого шрота этого бы просто не могло случиться».
Впрочем, производство готовой продукции происходит преимущественно за счет наличия на рынке зарубежного сырья. Оглядываясь на данные 30-летней давности, можно отметить, что показатели импорта сои со стороны КНР выглядят достаточно скромно и составляют лишь 135-150 тыс. тонн (1991/92 МГ и 1992/93 МГ соответственно). Сейчас страна ежесезонно закупает уже около 98-100 млн тонн масличной – больше всех в мире.
Доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова считает, что Китай стал ведущим глобальным импортером не только в связи с активным использованием продуктов переработки сои в качестве корма для скота, но и из-за особенностей национальной кухни, где используется большое количество соевого соуса, а также производится много тофу.
«Китай продолжит наращивать импорт, поскольку есть возможности для расширения использования сои не только в продуктах питания, но и в качестве биотоплива и других видах «зеленой» энергетики», – поясняет «Олеоскопу» эксперт.
При этом, по ее словам, местные сельхозпроизводители не могут полностью покрыть все потребности внутреннего рынка из-за недостаточного количества в стране сельхозземель.
Стимул для основных игроков
Уже многие годы основным поставщиком сои в Китай остается Бразилия, а следом уже идут США и Аргентина – все вместе они аккумулируют 85% всего мирового производства масличной. Отметим, что культура в основном ввозится в Поднебесную для кормовых целей, с учетом последовательного плана по развитию в стране сектора животноводства.
«Чтобы удовлетворить растущий спрос на соевые бобы, бразильское сельское хозяйство преобразилось, а производство самой сои в южноамериканском регионе росло вместе со спросом в Китае, – констатируют аналитики «S&P». – С сезона-1990/91 урожай масличной в Бразилии подскочил почти в десять раз – до 130 млн тонн. Это сделало регион крупнейшим производителем и экспортером соевых бобов в мире. Без взрывного роста спроса в КНР не было бы никакого другого рынка для такого расширения предложения».
На этом же фоне, по данным USDA, есть чуть менее заметный рост валового сбора в США и Аргентине – до 121,5 млн тонн (в 2,3 раза с 1990/91 МГ по 2021/22 МГ) и 43,9 млн тонн (в 3,8 раза) соответственно.
Глава AgResource Дэн Басс сравнивает сложившуюся ситуацию с конъюнктурой конца 2000-х годов. Тогда растущий вместе с населением спрос на продукты питания в Китае и Индии стимулировал инвестиции в глобальное развитие сельского хозяйства. На соевом рынке трансформации произошли за счет расширения посевных площадей под культурой и развития агротехнологий возделывания в основных регионах-производителях.
Кроме того, в связи с возникшей напряженностью в отношениях между США и Китаем, последние, начиная с 2018 г., стали расширять рынки для контрактации партий бобов, в связи с чем поставки из Бразилии, Аргентины и даже России с каждым годом растут, а из Соединенных Штатов остаются практически неизменными.
«Впрочем, недавний приезд госсекретаря США Энтони Блинкена в КНР позволил выработать некие долгосрочные правила игры для снижения рисков прямой эскалации, которая не нужна пока ни Америке, ни Китаю», – заявил «Олеоскопу» доцент агроинженерного департамента РУДН Николай Хоменец.
Эксперт также отмечает, что Поднебесная сейчас активно восстанавливается после пандемии, поэтому стремительно растет и спрос на соевый шрот, биодизель, продукты питания.
«Для всего перечисленного требуется соя, поэтому предпосылок для снижения уровня потребления масличной в КНР нет», – считает специалист.
Выход России
Доля РФ в структуре импорта китайской сои пока невелика и составляет лишь 1-2% от всех закупок масличной со стороны КНР. В то же время, с учетом относительно невысокого урожая отечественных бобов в сравнении с конкурентами из Бразилии, США и Аргентины, наша страна поставляет в Китай примерно 20% от общего намолота культуры – по итогам прошлого года эта цифра превысила 1 млн тонн.
«В перспективе увеличение объема отгрузок соевых бобов из России в Китай возможно, особенно при расширении посевов на приграничных с КНР территориях и развитии логистических мощностей, – прокомментировал «Олеоскопу» начальник отдела мониторинга внешней среды «Центра Агроаналитики» Даниил Козлов. – Кроме того, российская соя имеет преимущество на азиатском рынке, поскольку относится к категории «без ГМО».
Китай у РФ скупает почти всю экспортную сою (примерно 85%), особенно из Амурской и Еврейской автономной области, Приморского и Хабаровского края, где собирают основные объемы отечественной масличной. Однако, сейчас наш внутренний рынок ориентирован на развитие сектора переработки, нежели просто на продажу сырья за рубеж.
Реализация готовой продукции из России в КНР увеличивается и за последние 10 лет показала заметный рост – до 85 тыс. тонн по маслу (против 1,24 тыс. тонн в 2013 г.) и 8 тыс. тонн по шроту (в 2013 г. не отгружали).
Территориальная близость к границе может сделать отечественную продукцию более привлекательной по цене для Поднебесной (в первую очередь для приграничных северных территорий). Однако, необходимо учитывать климатические и логистические трудности, из-за которых заметный рост поставок возможен только в средне- или долгосрочной перспективе.
«Соевое масло и соевый шрот – востребованы в Китае. Шансы для увеличения их отгрузок имеются. Но, несмотря на развитие внутренней переработки (в том числе за счет сырья из Бразилии и США), возможности для полного замещения импорта данных товаров в Поднебесной ограничены, – отмечает Даниил Козлов. – В случае увеличения перерабатывающих мощностей в РФ рост поставок соевого масла и шрота в КНР возможен, но для этого также может потребоваться и расширение логистических возможностей».