12 сентября

Рынок растительного масла остывает на фоне рекордного урожая

По оценке участников конференции «Причерноморское зерно и масличные 2022/2023», прошедшей в Ростове на этой неделе, в этом сезоне Россия соберет рекордный урожай масличных, в том числе подсолнечника. Экспортый потенциал подсолнечного масла достигнет не виданных прежде 4,7 млн т. Но коньюнктура мирового рынка не способствует полной его реализации.

По оценкам гендиректора Института коньюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько в этом году в России ожидается рекордный урожай масличных, в том числе подсолнечника —  17,5 млн т. В ЮФО тоже будет установлен новый рекорд —  будет собрано 5,4 млн т подсолнечника ( в прошлом сезоне — 5,1 млн т). Помимо этого в ЮФО ожидается трехкратный рост производства рапса: если в сезоне 2021/2022 урожай был 246 тыс. т, то в новом сезоне предполагается 765 тыс т.

 

На основании этой информации, а также потому, что с прошлого сезона в стране, по оценкам ИКАР, остались беспрецедентные переходящие запасы —  1 млн т подсолнечника. Г-н Рылько оценил экспортный потенциал России по подсолнечному маслу в текущем сельхозсезоне в размере 4,7 млн тонн. Для сравнения: в сезоне 2021/2022 по оценке ИКАР, экспортировано менее 3 млн т. Эти данные прозвучали на прошедшей в Ростове конференции «Причерноморское зерно и масличные 2022/2023», которую организовал Российский зерновой союз и ИКАР.

—  Реализация этого экспортного потенциала, скажу крайне дипломатично, представляется слабо возможной и отрасль снова получит огромный излишек, —  отметил г-н Рылько.

Он обратил внимание на то, что в этом году прогнозируется высокий урожай в основных странах-производителях по всем трем видам масличных (соя, рапс и подсолнечник):

— Каждый раз по телевизору нас пугают катастрофической засухой в западной Европе. Хотелось бы сказать, что с точки зрения рапса и подсолнечника, и масла там все выглядит не катастрофично. В Западной Европе озимый рапс и он благополучно проскочил мимо засухи, которая состоялась позже, там убрали 19 млн тонн, которыми будет располагать ЕС в текущем сезоне - это очень много по сравнению с предыдущими годами, и это уже сказывается на рынке.

Прогнозируя цены на текущий сельхозсезон, он отметил:

— Не знаю какую дать хорошую новость нашим аграриям. Пока хорошего ничего не складывается. Цены серьезно обвалились и продолжают двигаться в этом направлении. Причем мы видим нехорошее сочетание: соевое и подсолнечное масла слишком дорогие по отношению к пальмовому, а по по нему ожидается рекорд мирового производства. Это означает, что есть высокая вероятность, что «пальма» все наши масла будет якорем двигать вниз. И это на фоне ожидаемых рекордов мирового производства по рапсу и сое».

Г-н Рылько напомнил, что два года назад, в сезон 2019/2020, который был рекордным для России с точки зрения экспорта масла и масличных и ознаменовался высокими ценами, не было таких госограничений на экспорт, как сегодня.

—  На рост цен (на масло — N) может повлиять сильный рост доллара либо рост мировых цен, который может состояться разве что в случае новой волны инфляции и нового витка роста стоимости нефти, —  заключил эксперт.

Максим Панарин, представитель аналитической службы ГК «ЭФКО» добавил:

—  Шесть стран которые составляют более половины мировой торговли подсолнечного масла —  Китай, Иран, Индия, Саудовская Аравия, Турция, Египет за последние 3 сезона снизили объемы импорта на 2,5 млн т. 85% снижения пришлось на Индию и Китай. Основной фактор текущего сезона —  Украина наращивает поставки сырья в ближние страны — Турцию и Египет, где Россия традиционно занимала хорошие позиции. А российские экспортеры должны будут уходить на рынки дальних стран - в Индию и Китай, где спрос снижается из-за большой разницы между ценами на соевое, подсолнечное и пальмовое масло. Пальмовое дешевеет, а оно приоритетно для Индии и Китая.

—  Исходя из динамики цен, (в этом сезоне — N) не будет тех цен, что были 2 года назад, но цены будут выше, чем в сезоне 2020/2021. Происходит остывание рынка растительного масла, особенно рапсового, — подытожил гендиректор агентства «ПроЗерно» Владимир Петриченко.