10 октября
Спрос на казахстанский подсолнечник превышает предложение более чем в 3 раза
Казахстанские аграрии уверенно наращивают посевные площади под традиционной масличной культурой - подсолнечником. Если в 2021 году посевы подсолнечника в стране составляли всего 958 тыс. га, то в 2024 году увеличились до рекордных 1,287 млн га. Рост составил 34%, сообщил агентству АПК Новости глава Национальной Ассоциации переработчиков масличных культур Ядыкар Ибрагимов.
Кстати, подсолнечник - единственная масличная культура, посевные площади которой на протяжении последних 4-х лет стабильно растут. Это говорит о высокой заинтересованности фермеров в производстве маслосемян. Конечно, играет свою роль и засухоустойчивость культуры, и более высокая рентабельность, по сравнению с производством зерновых. Но в первую очередь - имеется стабильный спрос на маслосемена со стороны отечественных маслозаводов.
«Только вдумайтесь – этот спрос превышает предложение более чем в 3 раза! А значит, сформирована настоящая рыночная среда, ведь в Казахстане активно работают более 50 маслозаводов, которые конкурируют между собой, предлагая отечественным сельхозпроизводителям справедливую цену за сырье», - отметил Я.Ибрагимов.
Специфика перерабатывающих предприятий такова, что они должны работать без остановки, а значит, нужна постоянная загрузка маслосеменами. Чтобы поддержать фермеров, осуществляется взаимовыгодное сотрудничество, производственная кооперация, таким образом, формируется кластер, включающий производство, переработку и дальнейший экспорт. Маслоделы финансово поддерживают сельхозпроизводителей, выделяя средства на проведение полевых работ, покупку семян и средств защиты растений. Так, в 2022 году переработчики масличных выделили более 37 млрд тенге на финансирование фермеров, в 2023 объем финансирования не снизился.
«Отметим, что для дальнейшего развития производства масличных культур на 2024–2025 годы отрасль растениеводства остро нуждается в увеличении финансирования. В ноябре прошлого года Национальная Ассоциация переработчиков масличных культур Казахстана обращалась в Министерство сельского хозяйства с предложением об увеличении суммы субсидирования весенне-полевых и уборочных работ, а также на приобретение семенного материала, СЗР и удобрений минимум в 2 раза», - сказал глава Ассоциации.
Кстати, предприятия-участники Ассоциации перерабатывают более 90% маслосемян в республике и экспортируют около 90% от общего экспорта масложировой продукции РК. На оценках специалистов НАПМК базируется анализ и прогнозирование развития всей отрасли.
«Немаловажную роль для развития переработки маслосемян внутри страны и наращивания экспорта готовой продукции сыграло введение экспортной пошлины на семена подсолнечника в начале 2023 года. К слову, это нормальная практика во многих странах, производящих масличное сырье. В итоге, благодаря стимулирующим мерам правительства и активной деятельности маслозаводов Казахстан смог нарастить производство подсолнечного масла в сезоне 2023/24 до рекордных 480 тыс. тонн. Это на 15% выше по сравнению с предыдущим сезоном, а в сравнении с 2020/21 маркетинговым годом произошел рост более чем в 2,5 раза (+151%), - сообщил Ядыкар Ибрагимов.
Интересно, что подсолнечное масло – чуть ли не единственный товар из продуктовой корзины казахстанцев, цены на который не только не растут, но и снижаются. По данным Бюро нацстатистики, стоимость этого продукта в стране за год снизилась примерно на 20%.
По информации НАПМК, отпускные цены от маслозаводов на бутилированное масло для внутреннего рынка за 2023 год в среднем снизились на 30%, а в первом полугодии 2024 года цена в торговых сетях опустилась до 430 тенге за литр.
Увеличение производства подсолнечного масла в Казахстане позволило не только насытить внутренний рынок качественным продуктом по доступной для населения цене, но и снизить импорт фасованного масла. Его объемы в прошлом 2022/23 сезоне сократились на 11% – до 39,7 тыс. тонн, а за 11 месяцев 2023/24 сезона импорт остался на уровне 2022/23.
Как сообщалось, казахстанские маслозаводы значительно увеличили объемы экспорта и расширили географию продаж – за счет рынка Китая, Европы, Ближнего Востока и Средней Азии.
Также, переработчики активно вкладывают деньги в модернизацию производственного оборудования, которое позволяет выпускать продукцию более высоких переделов.