10 февраля

Теневые лидеры. Кто еще занимает верхние строчки рейтинга мирового производства пальмового масла?

Пальмовое масло в современном мире – безусловный лидер среди других растительных масел по объемам производства и торговли. За последнее десятилетие мировое производство «пальмы», по данным аналитиков OleoScope, выросло примерно в 1,5 раза – с 50 млн тонн до 75,5 млн тонн.

Основными производителями и экспортерами пальмового масла на мировом рынке являются Индонезия и Малайзия. Их доля от общего производства суммарно составляет более 80%.

Также пальмовое масло в небольших количествах производят Таиланд, Колумбия и Нигерия, о которых сегодня и пойдет речь в нашем материале. Эти страны используют данный продукт преимущественно для внутреннего потребления.

Таиланд Таиланд занимает третье место в мире по объему производства пальмового масла. Так, например, в сезоне-2020/21 на территории государства в Юго-Восточной Азии было произведено 2,8 млн тонн пальмового масла. Для сравнения: у Колумбии в этот же период показатели составили 1,5 млн тонн, у Малайзии практически 18 млн тонн, у Индонезии – 43,5 млн тонн. Таким образом, у тайских производителей «пальмы» доля на мировом рынке составляет примерно 4%.

Все плантации в Таиланде частные, небольшие и принадлежат мелким фермерам. Почти вся национальная продукция потребляется на внутреннем рынке.

Около 85% пальмовых плантаций и экстракционных фабрик находятся на юге страны. Цены на сырое пальмовое масло и рафинированное пальмовое масло обычно устанавливает Департамент внутренней торговли Таиланда (DIT).

У тайских фермеров относительно низкая урожайность по сравнению с Малайзией и Индонезией. Тайская пальма дает 4-17% масла по сравнению с 20% в странах-конкурентах. Кроме того, плантации масличных пальм в Индонезии и Малайзии в 10 раз больше тайских.

Руководитель проекта по устойчивому и экологически чистому производству и закупкам пальмового масла (SCPOPP) в Таиланде Канокван Сасваттечав в ходе общения с «German-Thai Chamber of Commerce» рассказала, что в Таиланде существует хорошая система защиты и сохранения лесов. Большая часть новых пальмовых плантаций в стране расположена на бывших сельскохозяйственных участках, которые когда-то использовались для выращивания каучука и фруктов, а также на заброшенных рисовых полях. Поэтому проблема посягательства на леса для выращивания пальм в Таиланде практически равна нулю.

По словам эксперта, некоторые национальные правительственные учреждения, такие как Национальное бюро сельскохозяйственной продукции и стандартов продуктов питания и Тайский институт промышленных стандартов (TISI), должны серьезно поощрять фермеров, чтобы повысить уровень производства пальмового масла в стране до международных стандартов и снизить любое негативное воздействие на окружающую среду. Ведь отказ от производства пальмового масла в Таиланде приведет к блокированию каналов получения доходов для мелких фермеров страны.

В настоящее время Таиланд имеет положительный имидж в производстве пальмового масла. Нет никаких проблем с посягательством на лесные территории. Но если тайцы останутся равнодушными и не поддержат тему устойчивого развития – тренд может измениться, а страна оказаться в центре внимания и обсуждения экологов.

Колумбия Масличная пальма впервые была посажена в Колумбии в 30-х годах прошлого века, и с тех пор, выращивание ее в стране начало набирать обороты, а Колумбия превратилась в четвертого по величине производителя и экспортера пальмового масла в мире и крупнейшего в Америке.

Но, как и в других ведущих странах-производителях пальм, таких как Индонезия и Малайзия, расширение урожая часто сопровождалось спорами, а также социальными и экологическими издержками.

Колумбии удалось добиться устойчивого производства масличной пальмы согласно стандартам. Это позволило местным трейдерам выйти на мировые рынки: например, на территорию Европейского союза в 2020 году направили 61% пальмового масла, произведенного в южноамериканском государстве.

Около 28% производства «пальмы» в Колумбии соответствует как минимум одному типу стандартов сертификации (например, стандартам Круглого стола по устойчивому производству (RSPO) или Альянсу тропических лесов), что делает ее ведущим экспортером экологически чистого пальмового масла в Латинской Америке.

Одной из особенностей выращивания масличной пальмы в Колумбии является историческое землепользование страны — большая часть пальм посажена на территориях, которые уже много лет были обезлесены.

Исследователь из швейцарского государственного университета и эколог Наталья Окампо-Пеньуэла заявила, что масличная пальма заменила в Колумбии множество пастбищ для крупного рогатого скота, поэтому ее воздействие на экосистемы оказалось минимальным.

«То, что было раньше, в любом случае не годилось для биоразнообразия», — рассказала Окампо-Пеньуэла в одном из своих интервью.

Любое новое выращивание пальм, планируемое в Колумбии, по словам участников рынка, должно быть направлено на оказание положительного влияния на окружающую среду.

По данным Международного союза охраны природы, альтернативные растительные масла, такие как соевое, рапсовое или подсолнечное, требуют в девять раз больше площадей для производства эквивалентного количества масла. Подходящий климат и огромные потенциальные площади для расширения плантаций (согласно некоторым данным, это около 44 млн га земель) — идеальные условия для развития колумбийской пальмовой агропромышленности.

Нигерия Налаживанию торговли пальмовым маслом из Западной Африки способствовала промышленная революция в Европе. По мере того, как европейцы начали серьезно относиться к санитарии и гигиене, вырос и спрос на пальмовое масло для косметических целей: например, для производства мыла.

В начале 1870-х годов экспорт пальмового масла из Дельты Нигера (густонаселённый район на юге Нигерии) составлял от 25 тыс. тонн до 30 тыс. тонн в год, а к 1911 году с западноафриканских территорий экспортировали уже 87 тыс. тонн этого продукта.

Экспорт пальмовых ядер начался еще раньше – в 1832 году. И уже к 1911 году только западноафриканские государства экспортировали 157 тыс. тонн продукции, из которых около 75% приходилось на Нигерию.

Африка лидировала в мировом рейтинге производства и экспорта пальмового масла на протяжении первой половины 20-го века – его возглавляла Нигерия и Республика Заир.

Однако к 1966 году Малайзия и Индонезия превзошли общий объем производства пальмового масла во всей Африке. В 1983 году только в Малайзии было произведено более 3 млн тонн пальмового масла – на 1,7 млн тонн больше по сравнению с суммарной оценкой всех африканских государств.

Сейчас Нигерия по-прежнему занимает лидирующие позиции в производстве «пальмы» и последние несколько сезонов страна уверенно идет на пятой позиции. Показатели производства продукта от года к году в африканском государстве стабильно растут – если в 2018/19 МГ они составляли 1,13 млн тонн, то уже к 2020/21 МГ выросли до 1,27 млн тонн. По предварительным прогнозам на 2021/22 МГ, оценка увеличится до 1,45 млн тонн.

Но, как и в других отраслях промышленности, логистические и инфраструктурные проблемы в самой густонаселенной стране Африки препятствуют росту, который позволил бы отрасли удовлетворять местный спрос.

Являясь пятым по величине производителем пальмового масла в мире, Нигерия не покрывает собственные потребности в 2 млн тонн этого продукта, поэтому ежегодно половину «пальмы» импортирует.

С проблемами сталкиваются мелкие нигерийские фермеры, утверждающие, что им трудно получить финансовую помощь от государства, поскольку малые предприятия в основном остаются за пределами кредитных схем центрального банка.

Форум владельцев плантаций Нигерии (отраслевая лоббистская группа) обратилась к правительству и кредиторам с просьбой оказать помощь мелким операторам в предоставлении льготных кредитов.

По данным ассоциации, для выращивания одного гектара масличной пальмы требуется от $4 тыс. до $5 тыс., а период созревания будет составлять минимум три года.

Местные производители хотят, чтобы государственный Нигерийский институт исследований масличных пальм вмешался и помог фермерам улучшить саженцы, бороться с вредителями и болезнями.