02 марта
В 2022 году впервые больше всего украинских масличных культур закупила Румыния, растительного масла – Польша
В товарной структуре украинского аграрного экспорта традиционно преобладает продукция растениеводства. Главными продуктами в ней кроме зерновых являются масличные культуры, растительное масло и продукты их переработки.
По данным Государственной таможенной службы Украины, в 2022 году стоимость экспорта семян и плодов масличных культур составила почти 3,8 млрд дол. США. Это на 54% больше, чем в 2021 году, отметил заместитель директора Национального научного центра «Институт аграрной экономики».
Количественные объемы поставок основных товарных позиций продукции этой группы на внешние рынки суммарно выросли примерно вдвое. Экспорт рапса в натуральном выражении увеличился — с 2,7 млн.т в 2021 году до 3,1 млн.т в 2022 году, а соевых бобов, соответственно, на 0,9 млн. до 0,9 млн. долл. заметным и многократным стал рост экспорта подсолнечника — с 0,08 млн т 2021 года до 2,8 млн т в 2022 году, проинформировал ученый.
По его словам, основными покупателями украинских масличных культур и масла в 2022 году, как и в предыдущие годы, являются страны Азии и Европы.
Характерной чертой 2022 года стало дальнейшее закрепление позиций Европейского Союза среди рынков сбыта плодов и семян отечественных масличных культур. В прошлом году страны этого региона закупили более 3/4 от стоимостных объемов поставок всех масличных культур из Украины, отметил он.
По его словам, Германия, которая с 2018 года удерживала лидирующую позицию среди импортеров украинских масличных культур, в прошлом году уступила Румынии, которая в 2021 году не входила даже в топ-20. В 2022 году эта страна закупила около 1/5—18,6% украинского экспорта этого вида агропродукции.
Второе место с долей в 13,7% вернула себе Турция, которая в 2021 году уступила Бельгии.
Польша, которая в 2021 году не входила в топ-10 основных покупателей отечественных масличных культур, уверенно заняла третье место (12,7%).
Также «новичок» в рейтинге топ-10 — Болгария, доля которой составила в прошлом году 11,5 %.
Германия, доля которой уменьшилась с 23,9% в 2021 году до 8,1% в прошлом году, заняла пятое место в этом перечне.
Венгрия, которая тоже попала в рейтинг основных импортеров масличных культур из Украины, обеспечила себе долю в 7,1%.
Суммарно эти шесть стран принесли Украине почти 72% экспортных доходов от всех заграничных масличных поставок.
В 2022 году уменьшение объемов экспортных поставок продолжилось по соевому маслу — 237 тыс. т (-2 %), а также фиксировалось снижение по рапсовому маслу — 66 тыс. т (-60 %), проинформировал эксперт.
В группе жиров и масел определяющим товаром для экспортных рынков остается подсолнечное масло отечественного производства. В 2022 году ее экспорт из Украины составил 4,3 млн — на 16% меньше, чем в 2021 году. Доходы от продажи подсолнечного масла составили 5,5 млрд дол. США, то есть на 14% ниже, чем в предыдущий год, отметил специалист.
По его словам, в 2022 году произошли существенные перестановки в рейтинге основных покупателей масла.
Впервые топ-10 с долей в 13,3% возглавила Польша, вытеснив на второе место Индию (13,0%), которая более 10 лет неизменно удерживала лидирующую позицию среди импортеров этого вида агропродукции.
Значительная доля зарубежных поставок этого вида агропродукции экспортируется в Турцию (11,2%).
Остальные важные страны-импортеры отечественного масла заметно им уступили: Румыния (7,2%), Нидерланды (6,6%), Китай (6,0%), Италия (5,4%), Болгария (4,9%) , Испания (4,4%) и Ирак (3,3%).
Совокупно эти страны аккумулируют более 75% стоимостных поставок украинского масла на внешние рынки, подытожил он.