19 декабря
В России снижается количество брендов, выпускающих майонез
Кетчупы стали единственным растущим сегментом в категории соусов, в январе—ноябре 2025 года количество новых брендов и производителей увеличилось на 8–9%. Интерес бизнеса к выводу новых марок майонезов, хрена, горчицы и других видов соусов сократился. Это связано с миграцией потребительского спроса: кетчуп воспринимается как более здоровая приправа и востребован в популярных блюдах, сообщает «КоммерсантЪ«.
Количество брендов на розничном рынке кетчупа в России в январе—ноябре 2025 года увеличилось на 8% год к году, до 156, подсчитали аналитики «Эвотор» (разработчик кассового ПО). Производителей стало больше на 9% — 111. Это единственная категория соусов, продемонстрировавшая рост показателей. Количество марок майонеза за год снизилось на 2%, горчицы и хрена — на 13%, остальных соусов — на 2%. Производителей продукции во всех сегментах также стало меньше. Например, горчицу и хрен сейчас выпускают 99 компаний против 109 годом ранее, следует из данных «Эвотор».
Розница — основной канал реализации соусов. Согласно «Руспродсоюзу» (объединяет крупных производителей продуктов питания), так продается 70% продукции. Оживление в сегменте кетчупа фиксируется в связи с ростом спроса. Его продажи в натуральном выражении январе—ноябре выросли на 2% год к году, в денежном — на 12%, говорят в «Эвотор». Аналитики исследовательской компании NTech зафиксировали увеличение на 2% и 7% соответственно. В торговой сети «Пятерочка» в январе—сентябре 2025 года спрос на кетчупы вырос на 4% год к году, рассказали в X5. Ассортимент соусов у ритейлера в этом году не менялся.

Зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов связывает растущий интерес к кетчупу со смещением потребительских предпочтений в сторону более здоровых соусов.
Эксперт по потребительским рынкам Инна Гольфанд говорит, что само по себе расширение ассортимента способствует росту спроса. Увеличение производства кетчупов руководитель проектов Strategy Partners Анна Васильева связывает с постепенным замещением локальными брендами продукции зарубежных производителей. Эксперт также обращает внимание на рост популярности форматов еды, где соус востребован. Это фастфуд, доставка, домашние бургеры и хот-доги, перечисляет она. Рентабельность производства кетчупов, по мнению госпожи Васильевой, стабильна или немного растет за счет эффекта масштаба и роста продаж.
Несмотря на увеличение показателей, по данным «Эвотор», в январе—ноябре кетчупы сформировали лишь 16% продаж в категории соусов. Лидером рынка остается майонез, сформировавший 71% спроса (см. график). Но рынок майонеза, по словам госпожи Гольфанд, остается под давлением изменения потребительских привычек и высокой конкуренции: «Рентабельность производителей сдерживается ростом издержек при ограниченных возможностях повышения цен». Хотя сами участники рынка снижения выпуска продукции пока не фиксируют. В Масложировом союзе ожидают, что в России в этом году произведут 927 тыс. тонн майонеза. Год к году показатель вырастет на 3%.
Совокупный объем реализации майонеза и соусов на его основе через все каналы продаж в январе—ноябре при этом составил 734 тыс. тонн, прибавив год к году 1%, говорят в OleoScope. Аналитики отмечают, что рынок в целом насыщен и последние несколько лет потребители все больше переориентируются с майонеза на соусы.
По данным OleoScope, экспорт майонезной продукции за десять месяцев 2025 г. составил 122 тыс. тонн (+3% к аналогичному периоду прошлого года). Основным покупателем стал Казахстан (34 тыс. тонн).
В контексте ограниченного потребления возможностей для существенного увеличения цен у производителей соусов нет.