27 ноября

Всего 4 компании занимают до 60% международного рынка торговли сельхозпродукцией

Более половины мировой торговли зерновыми, масличными и белковыми культурами приходится всего на четыре сельскохозяйственные компании.

Исследование Боннского университета, выполненное по заказу Комитета по сельскому хозяйству Европарламента предупреждает, что конгломерат может злоупотреблять своей рыночной властью для спекуляций на финансовом рынке, что создает риски для фермеров и потребителей. Исследование призывает повысить прозрачность рынка и рассмотреть возможность введения налога на сверхприбыль, а также заставить компании публиковать отчетность о запасах сырья и торговых операциях.

Результаты исследования планируется обсудить 2 декабря 2024 года на заседании Комитета по сельскому хозяйству парламента ЕС.

Большая четверка

unnamed 26.width 800Прибыль четырех крупнейших зерновых гигантов в 1995-2021 гг.

Названия этих компаний хорошо известны: Cargill, Bunge, ADL и Louis Dreyfus. В 2022 году компании суммарно продали около 540 млн тонн сельхозпродукции при общем объеме мирового рынка в 920 млн тонн. Вместе они занимают примерно от 50 до 60% международного рынка торговли сельскохозяйственным сырьем, таким как пшеница, соя и кукуруза. Это означает, что большая четверка вместе ежегодно перерабатывает примерно в 13–14 раз больше среднего урожая зерна в Германии. Однако все оценки довольно приблизительны, основаны на открытой информации, так как ни один из четырех гигантов не публикует точные данные о количестве сырья или его происхождении.

 Предварительно, цифры таковы:

  • Cargill — 217 млн тонн
  • Bunge — 142 млн тонн
  • ADM — 100 млн тонн
  • Louis Dreyfus — 83 млн тонн.

Cargill — это крупнейшая частная корпорация в Соединенных Штатах, с годовым доходом в размере 113,5 млрд долларов имеет более 160 000 сотрудников в 70 странах и отвечает за 25% всего экспорта зерна из Соединенных Штатов, принадлежит семье Каргилл уже 154 года.

Bunge Global SA – глобальная агропромышленная и продовольственная компания, зарегистрированная в Женеве, Швейцария. Помимо того, что она является международным экспортером сои, она также занимается переработкой продуктов питания, торговлей зерном и удобрениями. В компании работает около 32 000 сотрудников в 40 странах. Bunge — крупнейший в мире переработчик масличных и продавец бутилированного растительного масла для конечных потребителей. В ноябре 2005 года Bunge создала в Европе предприятие по производству биодизеля, общая мощность заводов составляет более 500 тыс. тонн биодизеля в год.

Louis Dreyfus Company — французская семейная торговая фирма, которая занимается сельским хозяйством, переработкой продуктов питания, международными перевозками и финансами. Компания владеет и управляет хедж-фондами, морскими судами, разрабатывает и эксплуатирует телекоммуникационные инфраструктуры, а также владеет и управляет объектами недвижимости. Компания контролирует около 10% мировой торговли сельскохозяйственной продукцией и является крупнейшим в мире трейдером хлопка и риса. Многие также считают ее вторым по величине игроком на мировом рынке сахара. Компании Louis Dreyfus присутствуют в более чем 100 странах, имея 72 офиса. Совокупный среднегодовой оборот за последние годы превысил 120 млрд долларов США. В компании более 22 000 сотрудников по всему миру.

Archer-Daniels-Midland Company, широко известная как ADM, — американская многонациональная корпорация по переработке продуктов питания и торговле сырьевыми товарами, основанная в 1902 году со штаб-квартирой в Чикаго, штат Иллинойс. Компания управляет более чем 270 заводами и 420 объектами по закупке урожая по всему миру.

Если оценивать ретроспективно, еще около десяти лет назад доля компаний на мировом рынке оценивалась в 70–90%. Однако, согласно исследованию, новые конкуренты несколько снизили доминирование мировых гигантов. Наиболее заметным стало влияние китайской сельскохозяйственной компании Cofco International (CIL). Только эта государственная компания в 2022 году продала около 127 млн тонн сельскохозяйственной продукции. Существует также Viterra, дочерняя компания Glencore Group, базирующаяся в Нидерландах, с объемом торговли около 100 млн тонн. Однако четверка уже борется с новыми конкурентами посредством серии поглощений.

Bunge поглощает Viterra

Авторы исследования наблюдают увеличение количества инвестиционных сделок олигополий. В частности, Cargill и ADM значительно активизировали свою деятельность в этой области, особенно с 2021 года. Гиганты розничной торговли расширяют свой бизнес как по горизонтали, так и по вертикали. Это означает, что они развиваются в существующих сферах бизнеса, но также укрепляют свои позиции на верхних и нижних этапах цепочки создания стоимости или проникают в новые для себя виды экономической деятельности. В последнее время четверка вложила значительные средства в переработку и маркетинг таких продуктов, как биотопливо, пищевые масла, корма для животных и нутрициенты. Однако самой крупной сделкой стала покупка Bunge компании Viterra.

Комиссия ЕС одобрила поглощение стоимостью в миллиард долларов в начале августа. Чтобы получить разрешение антимонопольного законодательства в Евросоюзе, компании должны были продать весь масличный бизнес Viterra в Венгрии и Польше, а также некоторые связанные с ним логистические активы. В других странах, включая Канаду, разрешение антимонопольных органов все еще ожидает одобрения. Компания отмечала, что продажа всего бизнеса Viterra по производству масличных культур в Венгрии и Польше сохранит конкуренцию на этих рынках и не повлияет на цепочки поставок масличных в Восточной Европе.

Эксперты призывают политиков вмешаться

Концентрация рынка сельскохозяйственных товаров в руках гигантов и, как следствие, растущая их переговорная сила представляют риск, по данным исследования, особенно для мелких фермеров, независимость которых может оказаться под угрозой.

Эксперты предупреждают, что концентрация рынка в торговле сельскохозяйственной продукцией определяется корпоративными целями, такими как экономия на масштабе, прибыль акционеров и доминирование на рынке. Это может иметь негативные последствия, в виде ограничения конкуренции, плохих условий труда и неконтролируемое нанесение вреда окружающей среде из-за несоблюдения принципов устойчивого развития. Именно поэтому «необходим системный подход к регулированию», отмечают исследователи.

В частности, исследование предлагает повысить прозрачность на рынках сырья, требуя от компаний предоставлять ЕС больше информации о своей торговой деятельности. Кроме того, сельскохозяйственные трейдеры должны быть обязаны раскрывать свои финансовые риски при торговле деривативами. Авторы настаивают на необходимости заключить международные соглашения, ограничивающие финансовый риск торговли деривативами на сельскохозяйственные товары, такими как фьючерсы и опционы.

Сырьевые гиганты должны будут раскрывать спекулятивные операции

agrifood atlas2017 the top 5 commodity traders 2016.png

В рамках поправки к директивам ЕС по финансовым инструментам (MiFID II/MiFIR) трейдеры должны быть обязаны раскрывать, какая часть их торговли деривативами является хеджирующими операциями, а какая — спекулятивными. Отметив, что все четыре компании являются зарегистрированными трейдерами фьючерсов и клиринговыми членами всех основных товарных бирж в США и Европе.

Цель состоит в том, чтобы гарантировать, что Европейское управление по ценным бумагам и рынкам (ESMA) имеет достаточно данных и ресурсов для эффективного мониторинга торговли деривативами на сельскохозяйственные товары на фондовых биржах и внебиржевом рынке. Наконец, авторы предлагают рассмотреть возможность введения налога на сверхприбыль в агропродовольственном секторе.

В первоначальной оценке исследования Норберт Линс из группы EPP отвергал налог на сверхприбыль или радикальное вмешательство в рынок. Такие меры могут быстро оказаться препятствием для роста сельского хозяйства. «Конечно, мы не должны упускать из виду рыночную власть отдельных игроков», — говорит Линс. К спекулятивной практике, особенно в продовольственном секторе, следует относиться критически.

Свободные избиратели поддерживают дополнительные требования к отчетности для торговли сельскохозяйственной продукцией. Кристин Сингер из организации «Свободные избиратели» считает особенно важной рекомендацию исследования по усилению прозрачности рынка, например, посредством более строгих требований к отчетности о запасах сырья и торговой деятельности. В то же время важно регулировать концентрацию рынка, изучая последствия олигополий в сельскохозяйственном секторе.

Также необходимо повышать конкурентоспособность более мелких игроков, например, путем целенаправленного усиления их переговорных полномочий и мер поддержки в рамках конкурентной политики ЕС. Сингер подчеркивает, что важно контролировать стабильность цен, например, посредством регулирования, ограничивающего спекулятивную практику на рынках деривативов.

Себастьян Эвердинг из «Партии защиты животных» приветствует четкие рекомендации к действию, содержащиеся в исследовании. Их необходимо будет реализовать, чтобы сделать торговлю сельскохозяйственной продукцией устойчивой к кризисам, предотвратить резкий рост цен и потенциальные риски, вызванные концентрацией рынка в руках ограниченного количества компаний.

Трое из четырех гигантов прекратили бизнес в России

По данным Российского зернового союза, в сезоне 2022/23 Viterra Rus экспортировала в общей сложности 3,7 млн тонны зерна (четвертое место в рейтинге российских экспортеров). В дочерней компании Cargill объем экспорта составил 2,3 млн тонн (шестое место). Louis Dreyfus Восток, дочерняя компания Louis Dreyfus, экспортировала 1,2 млн тонн (одиннадцатое место). Таким образом, общий объем экспорта трех компаний в 2022/23 году составил 7,2 млн тонны зерна. Это более 13% российского экспорта зерна в то время (общий около 55 млн тонн).

Однако, 3 из 4 глобальных торговые корпораций Cargill, Viterra и Louis покинули Россию с 1 июля 2024 года. Весной 2024 руководители компаний уведомили Министерство сельского хозяйства РФ о прекращении экспорта российского зерна на фоне санкционного давления Запада. Время до середины года требовалось для решения вопроса о передаче дочерних компаний, работающих в России, новым владельцам.

В итоге российская дочерняя компания Viterra сменила название с Viterra Rus на MZK Export. Она продолжает свою деятельность в России в качестве независимого экспортера.

Генеральный директор Института исследований аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько отметил, что совокупная рыночная доля Cargill, Viterra и Louis Dreyfus в объемах отгрузок зерна через Черное море была довольно высокой — 20%.

Тем не менее, уход этих компаний повлиял на поставки российского зерна международным покупателям. Объемы отгрузок национальными игроками позволяют держать уровень экспорта на достаточно высоких уровнях.