01 марта

Жирный вопрос: как поделят мировой рынок подсолнечного масла Украина и Россия

В сезоне 2016/17 на Украину и Россию в совокупности пришлось 80% мирового экспорта подсолнечного масла. Чего ждать от сезона 2017/18, и есть ли шансы у России потеснить Украину на мировом рынке подсолнечного масла, в очередном обзоре OilWorld.ru.

 

Мировой рынок подсолнечного масла уже давно поделен между несколькими основными экспортерами - Украиной, Россией, Аргентиной, Турцией и странами ЕС, которые обеспечивают более 90% мирового экспорта этой товарной категории. Последние два десятилетия абсолютным лидером по экспорту подсолнечного масла на мировом рынке является Украина, поставляющая более 55% всего объема. Украинское подсолнечное масло покупают в 117 странах мира.

Столь прочная лидерская позиция связана с тем, что производство подсолнечного масла стало одной из ключевых отраслей аграрного комплекса этой страны. Имея хороший климат и оставшуюся от СССР развитую портовую инфраструктуру, украинцы за счет иностранных инвесторов смогли превратить собственную масложировую в мощную индустрию, прибыльность которой постоянно растет. По значимости для экономики страны, украинское подсолнечное масло сопоставимо с российской нефтью.

По словам заместителя министра аграрной политики и продовольствия Украины Ольги Трофимцевой, в 2017 году Украина заработала на экспорте сельскохозяйственной продукции около $18 млрд, из которых на растительные масла приходится $4,3 млрд (25,1% от всего экспорта с\х продукции). Всего за 2017 год Украина экспортировала 5,76 млн. тонн подсолнечного масла, около 3 млн. тонн были отправлены в Индию, остальное – в Китай и страны ЕС.

На долю России пока приходится 21% мирового экспорта подсолнечного масла. Поставив на мировой рынок по итогам 2017 года 2, 18 млн. тонн подсолнечного масла наливом, наша страна занимает второе место. Основным импортером российского подсолнечного масла в прошлом сезоне, как и сезоном ранее, стала Турция - 543,3 тыс. тонн. Несмотря на временные ограничения на поставки масла в эту страну, действовавшие с середины марта по май 2017 года, не наблюдалось серьезных срывов в темпах экспортных отгрузок. В Египет отгрузили 317,1 тыс. тонн, в Иран 188,8 тыс. тонн. Отдельно стоит отметить большие поставки в Узбекистан - 109, 2 тыс. тонн – это, преимущественно, фасованное масло, которое является высокомаржинальным товаром. В страны Таможенного Союза, по оценкам Oilworld.ru, по итогам прошлого сезона Россия экспортировала 250,8 тыс. тонн подсолнечного масла.

Кто кого

Согласно ожиданиям экспертов, в 2017/18 МГ урожай подсолнечника на Украине будет скромнее, чем в прошлом сезоне, что связано со снижением оценки посевной площади и с ухудшением качественных показателей маслосемян. На урожайность и масличность украинского подсолнечника повлияло недостаточное количество влаги в почве в период его созревания. Предложения сырья, которые поступают на рынок, характеризуются низкими показателями масличности – 42-44%, а сорность в отдельных регионах значительно превышает 3%.

Кроме того, в связи с нестабильной внутриполитической обстановкой и сложными внешнеэкономическими отношениями с другими странами, Украина постепенно теряет доверие импортеров, которых, в первую очередь, интересует стабильность поставок и высокое качество готовой продукции.

Еще одним фактором, который поможет России посягнуть на лидерство Украины на мировом рынке подсолнечного масла, может стать ситуация с Индией.

Защищая собственных производителей от импорта из Малайзии, Индонезии и других стран, в ноябре 2017 года Индия повысила импортные пошлины на все виды растительных масел. В итоге пошлина на подсолнечное масло выросла с 12,5% до 25% (на нерафинированное), на рафинированное - с 20% до 35%.

В связи с этим встает вопрос – смогут ли украинские производители адаптироваться к новым условиям, или же у российских экспортёров появится шанс побороться за 1,5 миллиардный активно растущий индийский рынок.

На стороне России - современные высокотехнологичные мощности по переработке, развитая внутренняя портовая логистика, в первую очередь, на Таманском полуострове, а также благоприятные природно-климатические условия для выращивания масличных культур. Остается вопрос качества масла и его цены.

Для создания конкурентного продукта российским компаниям необходима модернизация производств и строительство цехов гидратации, ведь Индия, как и Китай, предъявляет к подсолнечному маслу очень жесткие требования по качественным характеристикам.

По прогнозам аналитиков информационно-аналитического портала oilworld.ru, в пятилетней перспективе реализация проекта строительства цехов гидратации на крупнейших российских маслоперерабатывающих предприятиях при поддержке государства могла бы позволить увеличить экспорт российского подсолнечного масла с 1,5 до 3,2 млн. тонн.

Второй вопрос касается цены. Дефицит масличного сырья в России вызывает за него большую конкуренцию на рынке со стороны отечественных переработчиков и на фоне снижение пошлин из-за вступлении России в ВТО позволяет сельхозтоваропроизводителям по более привлекательной цене возить это сырье на мировые рынки. Поэтому для реализации экспортного потенциала страны необходимы защитные меры, нетарифного регулирования, введения временных пошлин или предоставление господдержки только на те объемы переработки масличных, которые будут проданы внутренним переработчикам, как, это, например, сделали наши соседи в Республике Казахстан.

В любом случае, подчеркивают аналитики, у России есть необходимые предпосылки, чтобы побороться с Украиной за лидерство на мировом рынке сырого подсолнечного масла. Тем более, что по прогнозу сельскохозяйственной службы Минсельхоза США (FAS USDA), в сезоне-2017/18 в России будет произведено 4,13 млн тонн подсолнечного масла, из которых 2 млн тонн страна сможет экспортировать на зарубежные рынки.