Артак Камалян: «Чтобы развивать сельское хозяйство, нужно выходить на рынки третьих стран»

Страны Евразийского экономического Союза достигли практически полной самообеспеченности продовольствием. Дальнейшее развитие аграрного сектора ЕАЭС будет зависеть от динамики экспорта и роста товарооборота между странами-членами. О ситуации с торговлей сельхозпродукцией, необходимости принять единый органический стандарт и эффекте от возможного вступления Узбекистана в ЕАЭС «Агроэкспорту» рассказал член Коллегии (Министр) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артак Камалян.

– Артак Каджикович, в конце августа прошел межправсовет ЕАЭС. На нем обсуждались вопросы, связанные с сельским хозяйством?

– Премьер-министры стран-участниц подписали дорожную карту по развитию органического сельского хозяйства. Это важный документ, к принятию которого мы довольно долго шли. Были бурные дебаты по его поводу. Но теперь мы приступили к реализации пунктов дорожной карты. Первый пункт – унификация законодательства стран ЕАЭС в части органики. Если нам удастся, а я уверен, что удастся это сделать, то для перемещения органики из одной страны Союза в другую не будет никаких преград. Сейчас органический продукт, произведенный в одной стране, не признается таковым в другой. Наша задача – исключить эти ограничения.

– Какие стандарты будут взяты за основу при унификации? Например, органические стандарты в Армении идентичны европейским, а российские отличаются.

– Вы совершенно правы: у Армении свой стандарт, у Казахстана свой, Россия, Белоруссия и Киргизия используют одинаковые стандарты. Дорожная карта содержит и другие пункты, помимо унификации, в том числе интеграцию органического рынка ЕАЭС в мировую систему органического сельского хозяйства. Поэтому мы должны разработать такие стандарты, которые могли бы в последующем признаваться эквивалентными, например, стандартам Европейского союза и других важных для нас органических рынков: Северной Америки, Китая и Японии. В конце сентября мы соберем Группу высокого уровня с представителями госорганов стран-участниц на уровне замминистров, с участием представителей органических ассоциаций, чтобы определиться с общими подходами и принципами разрабатываемого международного договора.

– Органическое сельское хозяйство – это часть более масштабного понятия устойчивого развития. Существуют ли на уровне ЕАЭС инициативы или проекты, связанные с устойчивым развитием сельского хозяйства?

– Наш департамент агропромышленной политики разрабатывает концепцию устойчивого развития АПК ЕАЭС. Мы пока на начальной стадии проработки этого вопроса. Я ожидаю, что в следующем году мы начнем обсуждение проекта документа со всеми заинтересованными сторонами.

– Какие практические шаги будет предполагать реализация концепции в случае ее принятия?

– Давайте я объясню на конкретном примере. В прошлом году возникли опасения того, что могут быть проблемы с доступностью сахара в странах ЕАЭС. Пандемия плюс природно-климатические факторы привели к тому, что на 30% снизился урожай сахарной свеклы. Для производства сахара в ЕАЭС в основном используется сахарная свекла. Она производится в России, Беларуси, немного в Казахстане, в Киргизии совсем чуть-чуть, в Армении вообще не производится. Но семена сахарной свеклы импортируются из третьих стран – преимущественно из Европы. И, если мы на 90% зависим от европейского импорта, а у них что-то случилось, то производство сахара упадет не на 30%, а до нуля.

Концепция будет задавать треки, в каком направлении нам нужно двигаться, чтобы не допускать подобного рода вещи. Преимущество ЕАЭС в том, что все можно сделать в рамках союза. Например, если взять отдельно Беларусь, то добиться самообеспеченности по семенам невозможно – в Беларуси семена сахарной свеклы не растут или растут плохо. Не позволяют природно-климатические условия. Но в других странах ЕАЭС растут: в южной части Российской Федерации, в Киргизии, в Армении.

– Как бы вы охарактеризовали взаимную торговлю продукцией АПК между странами ЕАЭС?

– Если взять статистику, то за последние 5 лет взаимная торговля между странами ЕАЭС продовольствием и сельскохозяйственными товарами увеличилась примерно на 40%. Мы достигли уровня в 10 млрд долл. Разные страны специализируются на отдельных видах товаров, исходя из своих конкурентных преимуществ. Беларусь – это молоко и молочные продукты, мясо, сахар, например, страна производит в 2 раза больше сахара, чем потребляет. Российская Федерация традиционно специализируется на производстве зерна, крупяных культур, растительного масла, Казахстан – это пшеница твердых сортов, овощные и бахчевые культуры, Киргизия – фрукты и овощи, Армения – тоже овощи, сухофрукты, органическая продукция.

Выгоду от взаимной торговли получают все государства ЕАЭС. Армения за последние 4 года нарастила объем поставок на рынки стран Союза в 1,7 раза, Россия – в 1,6 раза, Киргизия – на 31%, Казахстан – на 26%, Беларусь – на 21%.

– Узбекистан является наблюдателем в ЕАЭС. Как проходит взаимодействие с узбекскими партнерами, есть ли вопросы, которые их особенно интересуют?

– На сегодняшний день представители Узбекистана изучают всю внутреннюю документацию ЕАЭС, особенно в части технических регламентов. Мы, в свою очередь, тоже проводим определенную работу. В частности, сделали небольшой доклад о том, как отразится возможное вступление Узбекистана в ЕАЭС на сельском хозяйстве государств-членов. Доклад уже готов и отправлен в Правительства стран-членов и в Коллегию. В двух словах: АПК Узбекистана органично вписывается в аграрный сектор ЕАЭС. У Узбекистана очень большое сельское хозяйство. Они много производят фруктов, сухофруктов, тех позиций, которые дефицитны в ЕАЭС. При этом они много потребляют растительного масла, сахара, зерна – того, что в дефиците в Узбекистане, но в профиците в ЕАЭС. Поэтому наше исследование говорит о том, что Узбекистан органично вписывается в АПК ЕАЭС. В случае его вступления конкуренция на рынке Союза возрастет только по двум-трем позициям, по большинству – увеличится самообеспеченность.

– В прошлом году были приняты Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. В том числе они предусматривают разработку общих принципов и подходов обеспечения продовольственной безопасности. Какие международные принципы уже едины и закреплены во всех государствах-членах, а какие требуют разработки на уровне ЕЭК?

– Документ, определяющий общие принципы и подходы обеспечения продовольственной безопасности в ЕАЭС, 14 сентября утвержден Советом Евразийской экономической комиссии. Им мы обозначаем общие принципы и подходы к обеспечению продовольственной безопасности стран ЕАЭС. Также вводится понятие «продовольственная безопасность» на уровне Союза. Определены подходы, как повысить продовольственную безопасность: за счет увеличения внутренней торговли, повышения эффективности сельхозпроизводства и т.д. Предполагаем, что следующим шагом в этой работе станет разработка механизмов обеспечения устойчивостипродовольственной системы ЕАЭС с помощью страховых фондов.

– По мере достижения показателей продовольственной безопасности и насыщения внутреннего рынка все больше отраслей АПК переходят к экспортной стратегии развития. Может ли экспорт стать драйвером для аграрного сектора ЕАЭС?

– Мы, как Союз, практически полностью обеспечиваем себя продовольствием, за исключением фруктов и ягод. И нужно выходить на рынки третьих стран для того, чтобы развивать сельское хозяйство. Другого драйвера нет. Поскольку я из Армении, приведу пример. В Армении примерно 450 тыс. га пашни. Из них на сегодняшний день реально обрабатывается половина. Из стран ЕАЭС Армения импортирует зерно, сахар и мясо птицы, остальное производит самостоятельно. Поэтому, если в Армении начнут обрабатывать всю сельхозземлю, а такие планы есть, то кроме как на экспорт поставлять эту дополнительную продукцию некуда.

Но, чтобы выходить на внешние рынки, нужно быть более конкурентоспособным, чем при работе на внутреннем. Внутри страны существенно легче продавать, хотя бы по той причине, что вы хорошо знаете потребителя, вас уже знают, ваш бренд уже знают. Поэтому у всех стран-членов ЕАЭС есть свои экспортные стратегии, направленные на повышение конкурентоспособности предприятий АПК.