08 июня

Атака монополистов-ритейлеров: депутатов хотели обмануть «братской могилой»

В закон о приютах бездомных животных «прокрались» поправки о торговых сетях.

В остросюжетный психологический триллер превратилось пленарное заседание Госдумы 7 июня. В безобидный законопроект о приютах для бездомных животных, представленный на голосование, внезапно попали поправки в закон о торговле, призванные смягчить ограничения по максимальной доле рынка, которую могут занимать ритейлеры. Мало того, что такая мера может убить конкуренцию. Так еще и опасные поправки появились как черт из табакерки: внезапно, за день до голосования и сразу ко второму чтению.

Если открыть электронную базу законопроектов Госдумы и сравнить изначальную версию документа с сегодняшней, по которой депутатам предстояло голосовать, создается впечатление, что это вообще два разных проекта.

В своем первоначальном виде законопроект содержал всего одну поправку в закон «О государственно-частном партнерстве» и к торговле отношения вообще не имел.

В документе говорилось… о приютах для бездомных животных. В таком виде документ, внесенный в нижнюю палату в феврале этого года, прошел первое чтение. Но после этого с ним произошла удивительная трансформация.

Ко второму чтению законопроект раздулся, как дирижабль. Вместо одной скромной поправки о собачьих приютах в нем оказались семь серьезных изменений в законы «О государственно-частном партнерстве», «О концессионных соглашениях», «Об образовании» и «Об основах государственного регулирования торговой деятельности».

В экспертном сообществе такие документы в шутку называют «братскими могилами» - когда в один законопроект сбрасывается сразу несколько поправок, порой никак между собой не связанных. Причем изначально поправка вносится одна, а остальные к ней «дозахораниваются» ближе ко второму чтению.

Именно поправки в закон о торговле вызвали у экспертного сообщества больше всего вопросов. Они предполагают смягчение нынешних ограничений по максимальной доле рынка, которую может занять ритейлер в каждом регионе страны. Сейчас это 25%. Парламентарии предлагают поднять потолок до 35%. Проще говоря, если сейчас в регионе может быть четыре крупные торговые сети, то с новыми квотами их останется всего три. Законодатели объясняют эту меру необходимостью стабилизации российского рынка в связи с уходом западных торговых компаний из страны. Отечественные сети смогут без опасений выкупать брошенные иностранцами площади в магазинах.

На словах поправки хороши, однако они вызвали серьезные опасения у сельхозпроизводителей. Аграрии прогнозируют, что такое решение грозит монополизацией рынка, на который и до западных санкций мелким региональным производителям продуктов питания пробиться было крайне трудно.

Весной над похожей инициативой уже работал Минпромторг. Правда, ведомство предлагало повышение квоты лишь как временную меру до конца этого года. Но и такой вариант встретил мощное сопротивление со стороны сельхозпроизводителей. Одиннадцать ассоциаций и союзов производителей мяса, молочной продукции и хлеба в мае этого года направили в ведомство коллективное письмо, в котором раскритиковали такой маневр и предрекли перераспределение дохода по цепочке «от поля до прилавка» в пользу крупнейших торговых сетей, а также падение инвестиционной привлекательности пищевой и перерабатывающей промышленности вследствие снижения конкуренции.

Критика подействовала: чиновники решили притормозить с законопроектом и не вносить его в Госдуму, как вдруг схема «25 на 35» замаячила вновь. Только теперь уже спорная инициатива вышла из-под пера депутатов думского комитета по вопросам собственности. Причем если в министерской версии «потолок» для ритейлеров повышался лишь временно, то в депутатской никаких сроков действия меры нет вообще. Передел рынка в сторону монополизации предполагается навсегда.

Сам факт трансформации законопроекта ко второму чтению вызвал недовольство думцев.

Глава комитета промышленности и торговли Владимир Гутенев на пленарном заседании 7 мая потребовал голосование по поправкам перенести хотя бы на один день.

- В законопроект попали поправки, касающиеся маркировки и внесение изменений в закон о торговле, - объяснил свою просьбу об отсрочке Владимир Гутенев, - Тем более, что сегодня мы получили письмо от замминистра промышленности и торговли РФ Шпака. На согласование в Минпромторг поправки не поступали, ведомство считает, что они сыроваты.

Соавтор поправок депутат от КПРФ Сергей Гаврилов парировал, что с проектом все в порядке. Дескать, поправки согласованы с Правительством. Спикер нижней палаты Вячеслав Володин в итоге решил с повестки законопроект не снимать.

В кулуарах Думы сетуют, что такой способ «протащить» нужные поправки - это нарушение регламента нижней палаты. Но регламент – не закон, а лишь внутренний порядок работы органа власти. Сами парламентарии подобные маневры характеризуют не как «незаконно», а скорее как «неприлично».

По словам экспертов, такая схема внесения поправок периодически практикуется. Обычно так делают под конец сессии или когда обстоятельства требуют принять законопроект как можно скорее. Точечная инъекция поправки, не имеющей отношения к первоначальному документу, позволяет максимально сократить сроки рассмотрения. Чаще всего для этого в качестве базы берется документ, который первое чтение прошел бог знает когда и завалялся в недрах комитетов. При необходимости его можно реанимировать и дополнить новыми поправками. Запускать процедуру заново в таком случае уже не нужно. Законопроект в обновленном виде стартует с той точки, на которой в свое время остановился.

Например, по такой схеме были приняты поправки в УК с наказаниями за фейки о вооруженных силах. Они были имплантированы в законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за блокировку сделок, направленную на содействие западным санкциям образца 2014 года. Первоначальная версия документа была разработана и внесена в нижнюю палату еще в 2018 году и содержала одну единственную поправку в УК. В таком виде законопроект и прошел первое чтение, после чего был забыт на два с лишним года. Однако в марте 2022-го документ воскрес. Правда, в совершенно ином виде. В него были добавлены несколько статей УК с наказаниями за дискредитацию деятельности российских военных. В таком виде он был передан на второе чтение и впоследствии оперативно принят.

Правда, с поправкой в закон о торговле фокус не удался. На голосовании 7 мая депутаты исключили ее из итогового пакета. Однако противники монополизации рынка торговли призывают не расслабляться. Смягчение квоты всего на 10% - слишком лакомый кусок для крупных ритейлеров, позволяющий выбросить за борт как минимум одного серьезного игрока. А значит и гарантий, что поправка не всплывет в другом законопроекте в самом ближайшем будущем, нет никаких.

Источник: МК #Новости СМИ