17 апреля

Будет чем заесть тревожность. Минэкономики планирует подъем экономики зарплатами и потребительским бумом

Рассматриваемые как позитивные итоги первого квартала 2023 года для экономики РФ позволили Минэкономики улучшить макропрогноз на 2024–2026 годы. С прошлой недели новая версия базового варианта сценарных условий экономического развития, предполагающая рост ВВП в 2023 году на 1,2% и в 2024 году на 2%, уже используется как ориентир для первоначальных расчетов бюджета на 2024–2026 годы. Основное предположение экономических властей — во втором квартале 2023 года допускавшаяся Банком России смена потребительской модели домохозяйств уже происходит, и сильный рост внутреннего спроса будет поддержан ощутимым ростом доходов. Оптимистического варианта прогноза Минэкономики не делает, между тем и он также считается возможным.

На прошлой неделе опубликованы ключевые данные нового макропрогноза Минэкономики на старте бюджетного процесса следующей трехлетки бюджета. Премьер-министр Михаил Мишустин, министры экономики Максим Решетников и финансов Антон Силуанов обсуждали открытые цифры базового сценария на совместной коллегии Минфина и Минэкономики в пятницу, сценарий, разработанный в Минэкономики, неофициально комментировали представители правительственных ведомств и администрации президента. По данным “Ъ”, документ, включая параметры «стрессового» сценария (данные которого не публикуются, «оптимистической» версии сценарных условий не разрабатывалось), уже используется правительственными ведомствами в рамках первой стадий бюджетного процесса.

Ключевые изменения в сравнении с прошлогодними версиями вызваны пересмотром Росстатом части прошлогодних данных, в том числе по поквартальной динамике ВВП, данными за первый квартал и начала апреля 2023 года — последние рассматриваются как очень позитивные, в первую очередь данные о реализованном внутреннем спросе и торговле.

Кроме того, очевидной предпосылкой к улучшению показателей макропрогноза являются (не публикуемые с необходимыми для анализа подробностями) данные ФТС и ЦБ об объемах, структуре и номенклатуре экспорта РФ.

Открытые внешние данные о нефтегазовом экспорте страны дают основания полагать, что позитивный прогноз — не «игровая позиция» власти, а реальные предположения. Причем предположения скорее умеренные: по данным “Ъ”, одной из предпосылок прогноза Минэкономики является постепенное небольшое, но увеличение добычи нефти в РФ при сокращении нефтегазового экспорта на 6,7% в 2023 году с дальнейшим ростом на 2,9% в год в реальном выражении при опережающем (в среднем на 4,1%) росте ненефтегазового экспорта. Цена Brent, заложенная в прогноз, снижается с $80,7 за баррель в 2023 году (цена Urals в документе прямо не прогнозируется), $75,7 — в 2024-м, $71,9 — в 2025-м и $70,6 — в 2026 году. Это предположение о снижении средних цен с ценового пика, который и для мировых операций с нефтью, и для экспорта РФ должен быть достигнут во втором полугодии 2023 года. При более масштабном росте нефтяных цен «базовый» вариант будет отставать от реальной картины, которая может ожидаться даже лучшей. Так, собеседники “Ъ” совершенно не исключают, а считают вполне вероятными переход к пополнению Фонда национального благосостояния (ФНБ) летом 2023 года и компенсацию потерь в доходах от экспорта начала года по итогам всего года. В этом случае летний макропрогноз Минэкономики будет даже лучше.

Сейчас же он предполагает рост ВВП 2023 году в 1,2%, 2% — в 2024-м, 2,6% — в 2025-м и 2,8% — в 2026 году.

То есть предположение о «потолке» роста ВВП в 1,5–2% в момент структурной перестройки экономики в экономическом ведомстве уже не поддерживается, или же рост планируется чуть выше потенциала. Инфляция, по расчетам прогноза, будет немного ниже ранее планировавшейся: 5,3% в декабре 2023 года (с пиком снижения в апреле до 3%) с дальнейшим ростом до 5,5% в марте 2024-го и снижением к 4% в конце 2024 года. Экспорт из РФ планируется монотонно растущим с $465,9 млрд в этом году до $505,1 млрд в 2026 году, импорт — увеличивающимся с планов в $313,8 млрд в этом году до $362,7 млрд в 2026 году: сальдо счета текущих операций, как предполагается, на всем прогнозном горизонте будет оставаться активным в диапазоне $65–85 млрд. Инвестиции в 2023 году, несмотря на довольно высокую базу 2022 года, вырастут на 0,5%, увеличиваясь затем на 3,2–4,5% в год, в значительной степени на вложениях в транспорт и логистику.

Наиболее неожиданный элемент прогноза — ожидание в 2023 году вполне звездной динамики розницы (рост на 5,3% год к году с дальнейшим ростом на 3,5%), несколько меньшего роста услуг (3,5% в 2023 году и по 2,5% далее) с коррелирующим ростом располагаемых денежных доходов населения РФ (3,4% в 2023 году, по 2,8% в 2024–2025 годах, 5% в 2026 году), определяющихся в первую очередь ростом фонда оплаты труда. Собственно, это и есть ожидаемое властями следствие расширения масштабов бюджетного перераспределения, реализованного изменениями «бюджетных правил» в 2022 году.

Рост «цены отсечения» в ФНБ до $60 за баррель по этой логике неизбежно по крайней мере на этом этапе увеличит доходы домохозяйств, ФОТ и, как следствие, внутренний спрос.

По существу, это та же модель быстрого роста через рост внутреннего спроса, на которую (небезуспешно) уповал экономический блок Белого дома начиная с 2018 года, но в 2023 году успешность такой политики, как предполагается, будет дополнительно обеспечена реализацией отложенного потребспроса 2020–2022 годов и частичным отходом населения от (в этой логике вынужденной) сберегательной модели: хотя полностью от повышенной нормы сбережений, как ожидается, домохозяйства в ближайший год не отойдут, выросшие намерения их тратить, а не сберегать и не инвестировать обеспечат рост в на деле крайне неблагоприятных условиях внешней торговли. Рост спроса будет совпадать со стабилизацией импорта, который составит порядка 15% ВВП к 2026 году (как и в 2023 году). Заметим, по крайней мере для потребительского импорта при сильном профиците текущего счета импорт, в первую очередь из стран Азии, в итоге может быть даже выше, чем в «досанкционные» времена, и эффективно конкурировать с ростом соответствующих секторов промпроизводства в РФ, ограничивая рост в них. При этом рубль в прогнозе Минэкономики (чуть более крепкий, чем сейчас) выглядит почти константой — для чего будут, возможно, предприниматься и спецусилия.

При этом крайне благоприятный в нынешних условиях промежуточный макропрогноз Минэкономики не предполагает ни роста бюджетного дефицита выше заявленного сейчас, ни существенного роста госрасходов в 2023 году (выглядящий большим бюджетный дефицит начала этого года собеседники “Ъ” уверенно объясняют техническими особенностями формирования доходов бюджета в начале 2023 года, платежными лагами по экспорту и увеличенным авансированием госзаказа), ни отказа Минэкономики от мягкой бюджетной консолидации. Хотя у аналитиков есть умеренный скепсис по отношению к оптимизму Минэкономики, они обращают внимание на бюджетную и общую реалистичность расчетов ведомства, отмечая при этом, впрочем, что, как и любой такой прогноз, он не учитывает и не может учитывать новых экзогенных шоков. Отдельным вопросом является соответствие прогноза Минэкономики и ожиданий Банка России. «Разворот» внутреннего спроса от сбережений к потреблению ЦБ допускал всегда, но не как «чисто позитивный» сценарий по крайней мере на 2023 год — инфляция в прогнозе Минэкономики соответствует умеренному, а не высокому внутреннему спросу предшествовавших прогнозов ЦБ.