31 марта
Экспорт тяготеет к рублю
Доверие к доллару снижается, и альтернативой ему может стать переход на национальные валюты, сказал Дмитрий Песков, отвечая на вопрос “Ъ FM”: «Это идея, которая, безусловно, должна прорабатываться с учетом того, что существуют страны, которые проявляют взаимный интерес к взаиморасчетам в национальных валютах.
С учетом того, что престиж, например, доллара как к основной мировой резервной валюте в последние годы изрядно зашатался, доверие к иным признанным международным валютам сейчас тоже не на высшем уровне. Единственной альтернативой этим процессам будет расширение практики использования национальных валют. Поэтому это та область, в которой работает наше правительство. И нужно по всем фронтам продвигаться дальше — это в наших интересах и в интересах наших партнеров».
О переходе на рублевые расчеты уже просят некоторые экспортеры. Например, “Ъ” пишет о предложении поставщиков зерна, которые пострадали из-за санкций, и банки не всегда соглашаются переводить валюту на их счета. Экспортеры попросили ЦБ помочь с рублевой ликвидностью иностранным кредитным организациям, где обслуживаются покупатели пшеницы. Россия — крупнейший мировой экспортер этого сырья. В середине марта правительство ввело временный запрет на продажи зерна в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Исключение сделали только на поставки по лицензиям от Минпромторга.
Готовы ли партнеры России перейти на расчеты в рублях? Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут считает, что для покупателей отечественной пшеницы это не будет проблемой: «У нас ведь уже была практика расчетов в национальных валютах за рубли с Турцией. Эта прошло нормально, это была небольшая операция. Многие страны, которые берут у нас зерновые, являются нашими поставщиками, мы получаем от них различные продовольственные товары — овощи, фрукты. И здесь в принципе переход вполне разумен и оправдан.
В этом случае мы можем обеспечить и упростить систему взаимных поставок. Недружественные государства для нас с точки зрения экспорта никогда не были особо значимы чисто по объективным факторам, поскольку в том же Евросоюзе достаточно жесткая система по квотированию импорта мягкой пшеницы — вне квоты это очень высокие пошлины. Но это не наша ниша, в этом сезоне мы отгрузили в эти страны, в Евросоюз чуть больше 1 млн тонн зерна — незначительный объем, и он не является принципиальным».
Обсуждение контрактов в национальных валютах публично поддержали в Сирии, где также призвали отказаться от доллара. А экономисты Российской академии наук (РАН) предложили создать новую платежную единицу для расчетов с дружественными странами. Но Россия к этому не готова, уверен гендиректор агентства Infoline Иван Федяков. По его словам, сейчас не лучшее время, чтобы выдвигать условия партнерам:
«Для того чтобы проводить взаиморасчеты с иностранными контрагентами, необходимо иметь систему транзакций, которая должна быть построена универсальным образом, чтобы к ней могли подключиться любые интересанты — как резиденты, так и нерезиденты. Любые решения возможны: можно перейти на оплату в национальной валюте с зарубежными коллегами, ввести какие-то условные тугрики, которые будут обмениваться на рубли или на иностранную валюту в зависимости от того, кому и что нужно. Но на это уходят месяцы, годы.
И тут возникает вопрос: зачем это нужно нашим партнерам? Ведь когда мы говорим, что хотим что-то продать, это кто-то должен хотеть купить.
Обычно у покупателя выбор среди предлагающих ему тот или иной товар достаточно широк. Если наши экспортеры предлагают какие-то невыгодные или неудобные для взаиморасчетов условия, то просто попадают в неконкурентное предложение и будут замещены более лояльными и сговорчивыми поставщиками из других регионов. Да, в некоторых случаях мы являемся безальтернативными поставщиками и можем пользоваться этим положением для того, чтобы шантажировать коллег, но это не очень партнерская позиция — применяться часто она точно не сможет.
Расчеты в рублях проблему экспортеров никак не решат. Сейчас необходимо думать не о том, как мы отморозим уши, а о том, как помочь бизнесу. Мы действительно находимся в логистической блокаде практически со всем миром — поставки продукции в Россию сократились в три-пять раз по многим позициям. Почти все наши партнеры переходят на формат взаимоотношений с российскими компаниями в режиме 100%-ой предоплаты. Конечно, отечественным импортерам крайне сложно найти достаточное количество средств для закупки товара. Думать нужно не о запретах и ограничениях, не о введении каких-то условий, а о максимальном либерализме во всех вопросах, связанных с экономикой».
На прошлой неделе президент Владимир Путин поручил перевести газовые контракты на расчеты в рублях. В Евросоюзе и G7 заявили, что считают это нарушением договоренностей, и не пойдут на такой шаг. В Германии на этом фоне активировали режим раннего предупреждения ЧС. По словам министра экономики, страна готовится к прекращению поставок российского газа.