19 июля
Инвесторы заходят в порт. Фонд УК «РВМ Капитал» получил грузовой терминал Кавказ
УК «РВМ Капитал» Сергея Орлова, бывшего советника экс-президента ОАО РЖД Владимира Якунина, могла пополнить портфель транспортных активов. Фонд под управлением компании стал владельцем морского грузового терминала (МГТ) в порту Кавказ, занимающегося перевалкой зерна и масла. Актив отличает близость к востребованной рейдовой перевалке, но сложности могут быть из-за конкуренции с глубоководными терминалами, говорят эксперты.
ЗПИФ «РВМ Восток» УК «РВМ Капитал» Сергея Орлова, бывшего советника экс-президента ОАО РЖД Владимира Якунина, 16 июля стал владельцем ООО «Н1 Актив», которому принадлежит АО МГТ «Кавказ». Это следует из данных ЕГРЮЛ и отчетности ООО «Н1 Актив» за 2023 год. Прежде «Н1 Актив» через ООО «АГ-Трейдлогистик» владел Антон Григорьев, следует из ЕГРЮЛ. Связаться с ним “Ъ” не удалось. В компании «РВМ Капитал» оперативно “Ъ” не ответили.
МГТ «Кавказ» управляет терминалом в черноморском порту Кавказ, который занимается перевалкой зерновых и жидко-наливных пищевых грузов. Пропускная способность терминала — 1,45 млн тонн в год, в том числе 500 тыс. тонн наливных и 950 тыс. тонн сыпучих грузов, говорится в материалах Росморпорта. В последних доступных пояснениях к отчетности МГТ «Кавказ» за 2020 год сказано, что компания владеет емкостями для хранения зерна объемом 60 тыс. тонн, а также резервуарами для хранения масла объемом 20 тыс. тонн.
«РВМ Капитал» занимается прямыми инвестициями и доверительным управлением активами. В числе собственных проектов — ГК «Новый сухопутный зерновой коридор», занимающаяся развитием экспорта зерна в Китай и страны Центральной Азии. Кроме того, «РВМ Капитал» инвестирует в недвижимость.
Источник “Ъ” в отрасли говорит, что «РВМ Капитал» уже приступил к управлению терминалом. По его словам, объект может загружать суда грузоподъемностью по 3–8 тыс. тонн. Судя по всему, терминал работает с неполной загрузкой. По данным собеседника “Ъ”, в сезоне 2023/24 года, который закончился 30 июня, через МГТ «Кавказ» было перевалено 250 тыс. тонн зерна, сезоном ранее — более 500 тыс. тонн.
Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько говорит, что терминал МГТ «Кавказ» принципиально не отличается от терминалов, работающих на малой воде.
В сезоне 2024/25 года ожидается снижение экспорта зерна из РФ на фоне сложностей с урожаем. Так, «Совэкон» ожидает, что в новом сезоне РФ экспортирует 56 млн тонн зерна против 70 млн тонн в сезоне 2023/24 года, в том числе 46,1 млн тонн пшеницы против 52,2 млн тонн. В июле агентство оценивает экспорт пшеницы в 2,8 млн тонн против 4,5 млн тонн годом ранее и 3 млн тонн в среднем. Как отмечали в «Совэконе», на темпах экспорта может сказываться снижение маржи экспортеров: на неделе 8–12 июля пшеница из РФ предлагалась по $221 за тонну (FOB) против $232 за тонну годом ранее. Аналитики OleoScope оценивают экспорт растительных масел из РФ за первую половину 2024 года в 3,9 млн тонн, что на 16% выше, чем годом ранее.