16 февраля
Минсельхоз будет контролировать использование сельскохозяйственных земель
Депутаты Госдумы предложили запретить перевод сельскохозяйственных земель в земли иных категорий без разрешения Минсельхоза РФ. Этот документ выложен для обсуждения на сайте нижней палаты парламента.
Авторы документа аргументируют необходимость этой реформы тем, что за последние три десятилетия в России площадь сельскохозяйственных земель уменьшилась более чем в полтора раза - с 638 миллионов до 379,1 миллиона гектаров. Одна из главных причин этого - распространенная практика перевода сельскохозяйственных участков в земли других категорий с разрешения властей субъектов.
Чтобы закрыть законодательные пробелы, позволяющие региональным чиновникам злоупотреблять своими полномочиями в данном вопросе, законотворцы предлагают ввести в правовое поле принцип "двух ключей". Речь идет о механизме, который позволяет снять с участка сельскохозяйственный статус субъект Федерации, может только по согласованию с Минсельхозом РФ, которое отвечает за всю нормативную базу в сфере земельных правоотношений.
По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Олега Нилова, с каждым годом сельскохозяйственных земель становится все меньше, их занимают многоэтажные "человейники", торгово-развлекательные комплексы. Нередко их просто скупают нечистые на руку предприниматели, которые не намерены распахивать землю или заниматься животноводством, а просто ждут удобного момента, чтобы перепродать землю подороже. Государство пытается с этим бороться, вступили в силу законы, позволяющие конфисковывать сельскохозяйственные земли у недобросовестных владельцев. Те, в свою очередь, всяческими способами стремятся изменить юридический статус этих участков, чтобы избежать их конфискации.
Например, в качестве одного из предлогов для этого используется "зеленая повестка", считает Олег Нилов. Напомним, в январе 2022 года федеральные власти заявили о намерении создать к 2024 году условия для вовлечения в климатические проекты до 15 миллионов гектаров лесов на землях сельскохозяйственного назначения и до 25 процентов площади резервных лесов, чтобы увеличить на 10 процентов способность российских экосистем поглощать углекислый газ.
Другие схемы позволяют застраивать прилегающие к городам территории "человейниками", вместо того чтобы использовать эти земли для выращивания недорогих и свежих овощей, которые всегда востребованы городским населением. По мнению законодателя, распоряжение всеми объектами, которые касаются земли, энергии и торговли, необходимо взять под четкий государственный контроль.
Представители регионов соглашаются с тем, что проблема весьма актуальна. Прежде всего, в России по-прежнему не используется огромная доля сельхозземель, что вызывает у многих бизнес-структур большой соблазн прибрать их к рукам. Но, с другой стороны, чтобы заброшенные поля не зарастали сорняками и чернолесьем, а исправно кормили граждан продукцией отечественного АПК, необходимо создать условия, чтобы у аграриев появились реальные стимулы и возможности использовать эту землю по прямому назначению. Например, в Ленинградской области насчитывается более 600 тысяч гектаров сельхозземель, из которых по назначению используется примерно треть. При этом государство за последние несколько лет вложило миллиарды рублей в мелиорацию земель, и эти средства не должны пропасть зря. Данная проблема актуальна для каждого региона страны, за исключением, может быть, Крайнего Севера.
- Я согласен с тем, что массово строить городские районы на сельскохозяйственных землях - плохая идея, - говорит фермер из Шенкурского района Архангельской области Сергей Моршнев. - Здесь действительно очень важен государственный контроль. Но тогда уж и эти земли необходимо активнее использовать по назначению. Вот у нас, например, на 2024 год на поддержку начинающих фермеров выделено всего шесть миллионов рублей на весь регион. Этого слишком мало. Есть, конечно, гранты на создание семейной фермы, но там условия другие. В итоге у нас в Шенкурском районе за последние четыре года закрылись пять хозяйств, которые занимались разведением крупного рогатого скота, у которых было по 250-300 голов. А ведь это луга, где заготавливается сено, посев многолетних трав и другие работы, для которых требуется земля. И если производители сельхозпродукции закрываются, то количество неиспользуемых сельхозземель становится больше.
В итоге регионы в последние несколько лет сами принимают законы, запрещающие перевод сельхозземель в иные категории. В частности, такое решение было принято в Ленинградской области. С 1 марта 2022 года там нельзя строить, реконструировать и эксплуатировать жилые дома на участках из состава сельхозземель, используемых крестьянскими или фермерскими хозяйствами. С этого момента на землях этой категории можно будет иметь только один дом не выше трех этажей и общей площадью не более 500 квадратных метров, а площадь застройки не должна превышать 0,25 процента от площади участка.
Также Совет Федерации работает над законопроектом, который позволит усовершенствовать механизм изъятия неиспользуемых сельхозземель. При этом авторы законопроекта отмечают, что он направлен не на то, чтобы отобрать земельные участки у собственников, а для побуждения их использовать земли по назначению.