10 октября

Минсельхоз рассчитывает на использование цифровых финансовых инструментов при экспорте

Минсельхоз возлагает надежды на использование цифровых финансовых инструментов при оплате продукции АПК. Об этом в ходе расширенного заседания комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике сообщила министр сельского хозяйства Оксана Лут. По ее словам, сейчас для решения проблем с оплатой агроведомство использует в том числе расчеты в национальных валютах — 17% всего оборота оплачивается таким образом, пишет «Парламентская газета».

Директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков говорит, что цифровая валюта может стать перспективным инструментом для международных расчетов в аграрном мире, особенно в условиях конкуренции. По его словам, преимущества ее использования заключаются в упрощении транзакций с партнерами из дружественных стран и снижении зависимости от доллара. Однако сложности могут возникнуть с правовым регулированием, стабильностью собственных валют и технологиями интеграции в постоянно действующие финансовые системы.

Первый заместитель гендиректора по экономике и финансам «Дамате» Станислав Варич считает, что расчеты с помощью цифровых финансовых инструментов — это ближайшее будущее. Уже сейчас группа компаний «Дамате» использует цифровые финансовые активы (ЦФА) для привлечения финансирования. Но для трансграничных расчетов, безусловно, основной вопрос — это нормативное регулирование в странах-участниках. По его словам, сейчас использование существующих инструментов, например, криптовалют, несет значительные риски, поскольку многие вопросы находятся в «серой зоне» законодательства. «Уже сейчас ведется масштабная работа государственных органов, чтобы сделать цифровые валюты полноценным средством платежа. Из рисков основной — обеспечение безопасности расчетов и хранения, но по сути для конечного пользователя механизм не должен отличаться от традиционных безналичных расчетов», — прокомментировал «Агроинвестору» Варич.

Глава агрохолдинга «Лазаревское» Кристина Романовская также считает, что цифровая валюта — это неизбежное будущее. «В любом случае ее придется осваивать, но здесь есть нюанс в следующем: если говорить про сельское хозяйство, то финансовые инструменты развиты не очень хорошо <...>. Системы финансового и цифрового учета у нас не находятся на столь высоком уровне, чтобы иметь возможность осваивать альтернативные варианты валют», — добавляет она. По мнению Романовской, для многих отраслей цифровая валюта стала уже нормой, что также скажется и на более консервативных сферах бизнеса.

В то же время директор по IT холдинга-экспортера «Доставка Морем» Павел Конев обращает внимание на то, что цифровые финансовые активы — это российское правовое поле, и в нем те же риски по трансграничным платежам, что и при расчетах рублями. А сегмент стран и контрагентов, готовых рассчитываться за поставки в рублях, рынком уже охвачен. «С сентября этого года у ЦБ появилась возможность создавать Экспериментальный правовой режим для использования криптовалюты в трансграничных расчетах, в том числе в отрасли сельского хозяйства. Потенциально это может улучшить ситуацию с платежами, но, мы думаем, что использование криптовалюты будет происходить в очень ограниченном пилотном режиме. Наша компания обладает сильной финансовой экспертизой и готова включиться в такой эксперимент», — прокомментировал «Агроинвестору» Конев. Он также обращает внимание на то, что в разных странах совершенно разное регулирование по данному инструменту, а где-то криптовалюта вообще вне правового поля. Поэтому потребуются встречные шаги от регуляторов из дружественных стран, заинтересованных в таком пилотном взаимодействии.

Закон, который разрешает российским импортерам и экспортерам использовать цифровые финансовые активы во внешнеторговой деятельности, вступил в силу в марте. «Использование цифровых активов для обслуживания внешнеторговых операций поможет российским импортерам и экспортерам активнее работать с дружественными странами», — сообщал в своем Telegram-канале глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Он также отмечал, что такой подход частично способен смягчить воздействие санкций на Россию.