09 декабря

На основе данных системы маркировки начнут выписывать штрафы

Административные правонарушения с 1 марта 2026 г. начнут фиксировать в автоматическом режиме с помощью системы маркировки «Честный знак». Соответствующие поправки 8 декабря одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника: один – близкий к комиссии, второй – в Белом доме.

За счет интеграции системы маркировки в практику привлечения к административной ответственности создается механизм, близкий к концепции «автоштрафов», пояснил «Ведомостям» председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.

Логика действительно похожа на автоматическую фиксацию камерой нарушения правил дорожного движения, после чего следует неминуемый штраф, подтвердил представитель Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы маркировки «Честный знак»).

Касса передает данные о продажах в систему маркировки, где фиксируется факт нарушения: продажа просроченных продуктов, сигарет ниже или выше установленной цены, продажа подлежащих маркировке товаров без необходимой регистрации в системе «Честный знак» и т.д., пояснил принцип работы механизма он. 

На основании этих данных «Честный знак» формирует постановление о правонарушении. Дальше включается Роспотребнадзор – уполномоченный сотрудник подписывает документ своей усиленной электронной подписью. После этого постановление в электронном виде направляется адресату – в личный кабинет юрлица или ИП на Госуслугах, рассказал представитель ЦРПТ.

Изменения, дополняющие Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), разработал Роспотребнадзор. Документ согласован с Минфином, Федеральной налоговой службой, Минпромторгом, Минэкономразвития, Минцифры и другими профильными ведомствами.

В частности, в КоАП РФ предусматривается новая статья 15.12.2. Согласно ей, продавцам, не зарегистрированным в системе маркировки «Честный знак», грозит штраф в размере 50 000 руб., если через одну кассу в течение месяца ими продано более 10 единиц маркированных табачных изделий, никотиносодержащей продукции или устройств для ее потребления.

Законопроектом также предлагается внести поправки, позволяющие привлекать к административной ответственности юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), которые с нарушениями продают табачную и никотиносодержащую продукцию (должна маркироваться в обязательном порядке). Они будут оштрафованы, если не исполнят полученный через систему маркировки запрет на реализацию табачных изделий ниже максимальной розничной цены (МРЦ) и (или) никотиносодержащих изделий ниже минимальной цены.

Штраф в размере 5000 руб. будет наложен при продаже одной розничной точкой в обход запрета 100 изделий в течение дня. По мере возрастания числа проданных за день изделий будет расти и штраф: от 100 до 1000 изделий – 50 000 руб.; более 1000 изделий – 500 000 руб., следует из поправок. Аналогичные штрафы предусмотрены за продажу табачных изделий выше МРЦ в обход запрета.

За каждую проданную единицу товара с истекшим сроком годности ИП придется заплатить штраф в размере 10 000 руб., юрлицам – 20 000 руб. Постановления по делам об административных правонарушениях будут приходить в электронном формате через систему маркировки, следует из текста законопроекта.

В случае принятия закона ряд его положений начнет вступать в силу поэтапно. С 1 марта 2026 г. будет введена ответственность за продажу просроченных БАДов, пива, пивных и слабоалкогольных напитков, с 1 июля 2026 г. – за продажу всех просроченных маркируемых товаров.

Основная цель законопроекта – не просто ужесточение наказаний, а внедрение новой логики контроля, говорит Груздев. Инициатива, по его словам, переносит основную нагрузку с этапа «поиска и доказательства» на этап автоматической фиксации данных системой.

Данные поправки в первую очередь направлены на небольшие розничные магазины, киоски и ларьки, которые чаще всего принадлежат субъектам малого и среднего бизнеса, считает генеральный директор юридической компании Enterprise Legal Solutions Анна Барабаш. «Их обороты ниже (чем у крупных сетей. – «Ведомости»), а убытки, связанные с необходимостью избавиться от просроченного товара, бьют по ним существенно сильнее, поэтому соблазн реализовать такой товар априори выше», – рассуждает она.

Несмотря на риски появления теневого сегмента рынка (за счет продаж посредниками просроченных товаров «мимо кассы»), по мнению Барабаш, предлагаемая мера своевременна и может показать свою эффективность.

Продажи в обход кассы породят нарушения налоговой дисциплины и правил оборота маркируемых товаров, говорит представитель ЦРПТ. К тому же, накопленные сведения в системе маркировки подсветят точки с резким падением объема продаж, добавил он.

«Для добросовестного бизнеса, уже работающего в правовом поле, риски не возрастают. Для теневого сегмента это создает серьезные операционные риски, потенциально изменяя баланс в пользу легального рынка», – считает Груздев.

«Ведомости» направили запрос в правительство с просьбой подтвердить одобрение проекта.