12 сентября
Накопительный аффект: резкое снижение ключевой грозит выводом с вкладов 10 трлн
В случае резкого снижения ключевой и доходности вкладов россияне могут забрать из банков до 10 трлн рублей, предупредили в Институте экономики РАН. Решение по ставке ЦБ примет 12 сентября — ожидается, что она будет на уровне 16–17%. Если регулятор на фоне замедления инфляции решит ослабить политику сильнее, кредитные организации снова урежут проценты по депозитам, которые уже упали до 14%. Массовый вывод средств способен разогнать рост цен до 16,5%. Как избежать последствий такого сценария и какой будет ключевая к концу 2025 года — в материале «Известий».
Какой будет инфляция в 2025-м
ЦБ спрогнозировал замедление инфляции до 4,5–5% в докладе «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год». Если это произойдет, ключевая ставка должна снизиться. Вслед за ней уменьшатся и проценты по вкладам, что может привести к массовому оттоку средств с депозитов. В результате на рынок хлынет огромная денежная масса — до 10 трлн рублей, оценил старший научный сотрудник Института экономики РАН Александр Рубинштейн. Об этом он написал в статье «К вопросу о снижении ключевой ставки», опубликованной в последнем номере «Вестника Института экономики Российской академии наук».
При резком снижении ключевой ставки и выходе на рынок «денежного навеса» в 10 трлн рост цен может ускориться до 16,5%, предупреждает автор статьи. По последним данным Росстата, в сентябре годовая инфляция составила 8,2%. «Известия» направили запрос в ЦБ.
— Указанные риски вполне обоснованны, — отметил профессор кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г.В. Плеханова Михаил Гордиенко. — Более того, оценка в 10 трлн рублей выглядит даже оптимистичной, ведь объем ликвидных рублевых вкладов россиян в первой половине 2025 года приблизился к 60 трлн и продолжает расти. При резком падении депозитных ставок значительная часть процентного дохода перестает удерживать людей отложить потребление. В результате часть сбережений может уйти на потребительские рынки, разгоняя цены, а также в более рискованные активы.
Сейчас ставки по вкладам на сроки от трех до 12 месяцев снизились до 14,6%, следует из данных маркетплейса «Финуслуги». Для сравнения: в начале года, по подсчетам «Известий», они были около 21%.
При этом сейчас не наблюдается резкого оттока средств из депозитов, отметил управляющий по анализу банковского и финансового рынков ПСБ Дмитрий Грицкевич. По его словам, переход от сберегательной модели поведения к потребительской может занять около полугода. За это время инфляция успеет развернуться вверх, и регулятору, вероятно, снова придется резко повышать ставку.
Вместе с тем замедление инфляции до 5% к концу 2025-го возможно, но для этого в оставшиеся месяцы темпы роста цен с учетом сезонности должны быть сильно ниже, отметил главный аналитик банка «Санкт-Петербург» Виктор Григорьев. По его словам, показатель, скорее всего, немного превысит 6%. Экономика при этом охлаждается быстрее, чем ожидал регулятор: если Банк России прогнозировал рост ВВП во II квартале на 1,8%, то фактические данные Росстата показали лишь 1,1%.
— Замедление инфляции в 2025 году до 5% возможно лишь в случае крупного шока. Напротив, в пользу более высоких темпов роста цен сейчас говорят как минимум ослабление рубля и удорожание импорта, завышенные ожидания населения и бизнеса, а также стимулирующая бюджетная политика, — подчеркнул старший научный сотрудник лаборатории структурных исследований ИПЭИ Президентской академии Владимир Еремкин.
Какой будет ключевая ставка в конце года
Впрочем, даже при замедлении инфляции до 5% ЦБ вряд ли решится на резкое снижение ключевой ставки из-за сохраняющихся рисков, считает Дмитрий Грицкевич. Ожидания роста цен у населения устойчиво держатся около 13% при нормальном уровне 7–9%, а именно этот фактор играет для регулятора решающую роль.
Для резкого изменения ключевой сейчас нет оснований, считает директор по макроэкономическому анализу банка «Дом.РФ» Жанна Смирнова. По ее словам, такое возможно лишь при серьезных негативных сдвигах в спросе, падении доходов и ухудшении настроений в экономике.
На ближайшем заседании ЦБ 12 сентября, по прогнозу эксперта, ставка может быть снижена до 17% с нынешних 18%. Этому способствует ряд факторов: высокая разнородность в динамике цен (особенно быстрый рост в секторе рыночных услуг — около 10% год к году), сохраняющееся напряжение на рынке труда и увеличение зарплат, а также ускорение потребления и повышение инфляционных ожиданий.
К концу года ключевая ставка может снизиться до 14–15%, если не возникнут новые сложности, считает главный экономист Газпромбанка Павел Бирюков. В их числе — существенное отклонение бюджета от заявленных целей, усиление волатильности на валютном рынке и сохранение высоких инфляционных ожиданий, которые должны пойти на спад после сезонного всплеска в августе.
— Однако есть и альтернативный вариант, при котором инфляция и ожидания населения вновь ускорятся — например, из-за колебаний курса или заметного расширения дефицита казны. В таком случае год может завершиться со ставкой в 17%, — добавила Жанна Смирнова.
При этом в ПСБ ожидают, что регулятор 12 сентября снизит ключевую до 16%. Там согласились, что по итогам 2025-го она опустится до 15%, к концу 2026-го — до 12%. Вероятность ее снижения ниже 10% может реализоваться не раньше 2028-го, считает Дмитрий Грицкевич из ПСБ. В свою очередь, Владимир Еремкин из Президентской академии допускает, что в оптимистичном, но вполне возможном сценарии она может стать однозначной уже во второй половине следующего года.
Главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев также ожидает снижения ключевой ставки до 16% уже в эту пятницу. По его более оптимистичному прогнозу, в декабре 2025 года она может опуститься до 13%. В этом случае доходность вкладов к концу года уменьшится до 11–12% и, возможно, еще ниже.
Что делать с ростом цен
Вместе с тем, если ставку всё же резко снизят, эксперт РАН в статье предлагает ряд мер для смягчения последствий. Среди них — наращивание импорта, что временно поддержит рубль и увеличит предложение на рынке. По его расчетам, если в экономику попадут 10 трлн рублей, то для компенсации потребуется рост импорта примерно на $120 млрд.
Экономист также предлагает направить средства Фонда национального благосостояния в новые технологии и современные производства. При этом, по мнению эксперта, нужно больше вкладывать бюджетные деньги в заводы, оборудование и инфраструктуру и делать это заранее, так как между такими вложениями и ростом производства всегда проходит время. К тому же следует сильнее задействовать производства.
Но во всем этом необходим жесткий финансовый контроль — в этом поможет цифровой рубль.
Предлагаемые в статье меры не подходят для быстрого реагирования на шоки, так как их эффект проявится лишь в среднесрочной перспективе и не поможет сдержать резкий отток вкладов, оценил Владимир Еремкин из Президентской академии. По его словам, главное — в целом не допустить самой такой ситуации и ключевую ставку снижать постепенно. Это даст рынку время приспособиться.
В этом году в Telegram-каналах появилась информация о рисках заморозки вкладов — якобы на такую меру банки могут пойти, чтобы предотвратить отток средств с депозитов. Однако в августе зампред Банка России Алексей Заботкин опроверг эти слухи, подчеркнув, что подобное решение невозможно и нанесло бы серьезный удар по экономике.