23 сентября

Нездоровая диета: Упаковки продуктов снова теряют вес

Если в 2023-2024 годах шринкфляция (уменьшение размера, веса или объема товара при сохранении цены) постепенно ослабевала, с конца 2024 года тренд уменьшения среднего веса упаковки снова начал нарастать, показало исследование NTech.

Динамика среднего веса упаковки товара за второй квартал 2025 года составила минус 3% по отношению ко второму кварталу 2024-го, сообщает Российская Газета.

"Бурный экономический рост закончился, началась новая экономическая реальность, и тренд развернулся в другую сторону - каждый квартал упаковки уменьшаются все больше и больше", - говорит директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов.

Впрочем, уменьшение веса в категории - это не всегда классическая шринкфляция, это может быть и вывод на рынок новых продуктов в категории изначально с меньшим весом. Например, так произошло в категории "готовая еда". Вырос спрос на перекусы, которые выпускают в меньшей упаковке. А в категории "шоколадные плитки" часть производителей перестала производить большие упаковки.

Эксперты отмечают массовые случаи уменьшения фасовки в сливочном масле, шоколадных плитках, чае/кофе, кондитерских изделиях, снеках.

Шринкфляция затрагивает множество категорий товаров, но наиболее ярко она проявляется в тех сегментах, где себестоимость сырья составляет значительную часть цены конечного продукта, а также где потребитель наиболее чувствителен к изменению цены, поясняет доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Ильяшенко. Яркий пример - шоколад. Высокая зависимость от мировых цен на какао-бобы делает эту категорию одной из самых уязвимых.

По ее мнению, нарастание шринкфляции в 2025 году - следствие комплексного воздействия нескольких экономических факторов, ключевым из которых является рост производственных издержек. Производители сталкиваются с увеличением затрат на сырье, энергоносители, логистику и упаковку на 15-25%. Вместо того чтобы напрямую повышать цены и рисковать отпугнуть покупателей, чувствительных к цене, они идут на уменьшение объема.

В России действует ГОСТ, который устанавливает рекомендованные стандартные веса и объемы для продуктов первой необходимости (сахар, масло, крупы и т.д.), напоминает Ильяшенко. Производитель не обязан ему следовать, но его отклонение лишает права маркировать продукцию знаком ГОСТ, что для некоторых брендов является важным признаком качества. Поэтому наиболее эффективной мерой эксперт видит обязательное указание цены за единицу веса/объема, когда на ценнике крупно указана цена за килограмм или литр и потребитель может легко сравнивать товары разного объема.

Такой пункт правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи пытался внести в свое время Союз потребителей России, напоминает его председатель Петр Шелищ. "Тогда потребитель сразу увидит, какой из конкурирующих между собой продуктов дешевле, и ухищрения с упаковкой потеряют смысл", - поясняет он. Но такое предложение не поддержали минпромторг и торговля.

Ранее стало известно, что на фоне роста цен на какао бобы в России на 20% выросло производство заменителей масла какао, при этом импорт ЗМК сократился более чем в 2 раза.