22 февраля

Остались на бобах: цены на сырье для шоколада побили все рекорды

Ни один вид сырья в последний год не дорожал так сильно, как какао-бобы. В середине февраля котировки на мировых биржах достигли астрономической высоты в $6 тыс. за тонну. С начала года рост превысил 50%, и не исключено, что продлится еще какое-то время. Всё это не очень хорошие новости для любителей сладкого — цены на шоколад растут и могут взлететь еще сильнее в ближайшее время. О причинах беспрецедентного роста цен на какао и его последствиях для россиян — в материале «Известий».

Все в Африку

Какао-бобы были редким видом продовольствия, рекордная цена на бирже для которого не была побита с 1970-х годов. Рекорд пал в начале февраля: цены перевалили за $5,5 тыс. за тонну, а затем обновляли исторический максимум на протяжении девяти сессий подряд. На данный момент взята еще одна психологически важная отметка — $6 тыс. С начала года какао-бобы подорожали в полтора раза, а с 2022 года — на 130%. При этом какао несвойственна высокая волатильность. На протяжении десятилетий биржевые цены на него стабильно держались в диапазоне $2–4 тыс. и изменение на несколько десятков процентов в год было событием. Взлет котировок в последние два года — случай неординарный.

Что произошло? В отличие от большинства видов сельскохозяйственного сырья какао-бобы в большом количестве производятся всего в нескольких странах. На две из них — Кот-д'Ивуар и Гану — приходится около 3 млн т, или 60% всего мирового производства. Еще без малого 600 тыс. т выращивается в Камеруне и Нигерии. Таким образом, около трех четвертей глобального выпуска обеспечивает один регион — Западная Африка. Для сравнения, второй по значимости район производства — Южная Америка (Бразилия, Перу, Эквадор) — выращивает менее 800 тыс. т в год, или 15%. Вне пределов стран с экваториальным климатом какао практически не выращивается.

 

В этой ситуации индустрия подвергается немалым рискам, связанным с погодными условиями. В 2023 году Эль-Ниньо обеспечил сухой и жаркий климат в Западной Африке, что привело к неурожаю ряда культур, в том числе и какао. Но плохая погода — только одна из причин происходящего.

Западноафриканские страны начиная с 1960-х годов предпринимали экстраординарные усилия, чтобы стать мировыми лидерами по производству какао (по происхождению это не африканская, а южноамериканская культура), всеми возможными способами стимулируя крестьян выращивать именно это дерево. Благодаря этим субсидиям, а также подходящим природно-климатическим условиям и крайне дешевой рабочей силе такого доминирования действительно удалось добиться.

Усталость деревьев

Однако создание новых плантаций шло волнами, последняя из которых пришлась на начало нынешнего столетия. Но сегодня большинству деревьев этого поколения в Африке уже более 20 лет: в этом возрасте они более уязвимы к неблагоприятным погодным условиям и болезням, что в конечном итоге и сказалось на показателях двух последних лет. Еще один нюанс состоит в том, что, в отличие от многих других культур, какао более чем на 90% выращивается мелкими фермерами, которым зачастую не хватает выручки для повышения эффективности и инвестиций в развитие. А относительно низкие цены на протяжении последних двух десятков лет еще сильнее подорвали их желание и возможности как-то оптимизировать производство. На выходе мы имеем архаичную индустрию, крайне зависимую от малейших изменений рыночной конъюнктуры.

Наконец, большая часть какао-бобов продается на экспорт до начала очередного сезона. То есть нынешние высокие цены, которые позволят западноафриканским фермерам вздохнуть относительно свободно, не дойдут до них на протяжении многих месяцев. Таким образом, мало сомнений в том, что предложение успеет за спросом в ближайший год. Пока же активно проедаются запасы: три года подряд потребление опережает урожаи, чего не было уже полвека.

Горький шоколад

Высокие цены на какао неизбежно должны повлиять и на конечный продукт — шоколад. В США потребители это уже почувствовали. В России влияние мировой конъюнктуры на ценники в магазинах тоже может быть существенным. По словам директора «S+Консалтинг» Александра Силакова, учитывая, что доля какао в шоколадно-кондитерской продукции составляет более 50%, такой рост цен отразится и на стоимости готовых изделий.

— Дополнительное инфляционное давление на стоимость шоколада в России может оказать и курс рубля. Многие производители уже заявили о повышении цен с 2024 года — в среднем на 20%. По нашим прогнозам, во второй половине года динамика роста цен на шоколадные изделия покажет более существенные значения.

Финансовый эксперт Алексей Кричевский сомневается в том, что производителей в России что-то остановит от существенного роста цен.

— На бирже какао однозначно пойдет дальше $6 тыс., потому что есть проблемы и с урожаями, и с удобрениями, и с логистикой, не в последнюю очередь из-за блокады Красного моря. Но здесь суть в том, что об этих проблемах знают уже все и сюрпризом для ФАС повышение цен стать не должно. Но не будем забывать о том, что в теории ценник может подняться за пару месяцев на 30% и никаких проверок не будет, потому что предел — 33%. Это довольно серьезный недочет законодательства, но прописывать регламенты таких проверок — вопрос очень тонкий и сложный.

Он добавил, что растут и мировые цены на сахар и почти наверняка весной-летом он подорожает и на российских прилавках.

— Причины у этого абсолютно те же самые, что и с бобами: неурожай, логистика, запреты ряда стран на экспорт. Это тоже серьезная составляющая ценообразования для того же шоколада. Гадать, на сколько поднимутся цены, занятие совершенно бессмысленное, но можно сказать точно одно: вверх они пойдут сильно быстрее и круче всех остальных продуктов питания.

Начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко, впрочем, считает, что в ближайшее время взрывного роста цен не произойдет, другое дело — более отдаленная перспектива.

— Обычно цены на товары, производство которых волатильно и зависит от погодных условий, а цепочки поставок контролируются крупными международными трейдерами, определяются формульными контрактами. То есть резкая динамика на бирже финансовых производных инструментов не так глубоко отражается на реальных ценах поставок при возникновении глобального дефицита. Плюс какао импортируется в Россию не столько в виде бобов, сколько в виде полуфабрикатов, производимых в Европе. Так что перенос мировых котировок в цены на российском рынке будет растянут на один-два сезона, а больше на цены кондитерских изделий повлияют колебания курса и трудности с логистикой при импорте, — отмечает собеседница «Известий».