03 октября
По Северному морскому пути впервые в истории прошел контейнеровоз типа Panamax
Контейнеровоз класса Panamax Flying Fish 1 успешно завершил рейс по Северному морскому пути, пройдя путь от Санкт-Петербурга до Шанхая за 21 день со средней скоростью 16 узлов или около 30 километров в час, сообщает Russia`s pivot to Asia.
Значимость этого рейса для мирового судоходства и логистики цепочек поставок заключается в том, что традиционный путь через Суэцкий канал занял бы на 15 дней больше. Теперь возможно объективно сравнить эти два маршрута. Судно пересекло границу Севморпути в районе мыса Желания и вышло из акватории трассы в районе мыса Дежнева.
Первоначально судно отправилось из Стамбула по Балтийскому морю в Санкт-Петербург, обогнуло норвежское побережье, а затем через российский Северный Ледовитый океан дошло до Шанхая. Путь из Санкт-Петербурга в Шанхай занял три недели. По данным Unctad, стоимость фрахта судна Panamax в настоящее время составляет в среднем $10 150 в день, следовательно, маршрут по СМП был на $142 000 дешевле, чем через Суэцкий канал.
Судно, способное перевозить 4890 контейнеров, представляет собой новый стандарт для арктических перевозок, поскольку предыдущие суда вмещали лишь 1500-2000 контейнеров. Ледокольная поддержка во время рейса судну не потребовалась.
Маршрут СМП является частью более широкой тенденции: в этом году будет осуществлено до 20 арктических сообщений между российскими и китайскими портами. По прогнозам Росатома, в 2035 году через Северный морской путь будет перевезено 270 млн тонн грузов. Как правило, дедвейт судна Panamax составляет от 50 000 до 80 000 тонн (DWT). Таким образом, Россия прогнозирует, что в течение десятилетия маршрут будут ежегодно использовать от 3 850 до 5 400 судов Panamax, что обеспечит экономию затрат по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал в размере от 546 до 767 миллионов долларов США в год.