16 октября
"Просрочке" нашли применение: Как эксперты оценивают предложение отправлять пищевые отходы на переработку
В России могут разрешить использовать просроченные продукты в качестве вторичного сырья - например, для производства кормов, удобрений или энергии. Законопроект об этом внесла в Госдуму группа сенаторов. Это позволит сократить объем отходов и снизить нагрузку на окружающую среду.
По оценкам экспертов, ежегодно в России выбрасывается до 18 млн тонн еды, из которых более 70% приходится на домохозяйства. В среднем каждый житель России выбросил за год 88 кг еды. Оставшиеся 29% пищевых отходов производят общепит и ретейл. Пищевые отходы составляют до половины твердых коммунальных отходов, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Только хлебобулочных изделий ежегодно выбрасывается более 110 тыс. тонн. Утилизация таких отходов с помощью захоронения на полигонах не только неэффективна, но и экологически опасна. При разложении органики выделяется свалочный газ - смесь метана и углекислого газа, которые относятся к парниковым газам и способствуют изменению климата.
При этом возможности применения просроченной продукции огромны: из нее можно получать биогаз и теплоэнергию, производить компост, корм для животных, пектин, крахмал и органические кислоты, отмечают авторы законопроекта.
Документ корректирует два ключевых закона - о торговле и о качестве и безопасности пищевых продуктов. Законопроект предлагает закрепить понятие "вторичные пищевые ресурсы" и запретить их уничтожение. Правительство должно будет определить список таких ресурсов и порядок их утилизации.
Изменения в закон о торговле должны будут стимулировать ретейлеров участвовать в системе переработки отходов. Законопроект снимает действующий запрет на возмещение расходов, связанных с утилизацией непроданных продовольственных товаров, если они признаются вторичными ресурсами.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) инициативу поддерживают. "Управление пищевыми отходами - весьма актуальная проблема для торговли", - говорит председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов.
Процесс управления пищевыми отходами важно регламентировать и распределить по всем участникам цепочки ответственность за его администрирование, поскольку сейчас вся эта нагрузка, в том числе финансовая, лежит на плечах торговли, отмечает Богданов. "Продукция, которая изымается с продаж по причине истекшего срока годности или неликвидной упаковки, хранится и транспортируется отдельно от других продуктов, и это существенные затраты. Сети также несут расходы на проведение экспертизы, вывоз, передачу и оформление неликвидных продуктов", - говорит он.
Как отмечает зампред правления ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Леонов, "уничтожать товары, пригодные для переработки, недопустимо". По его словам, во многих странах продукты, не годные к продаже, направляются на переработку или благотворительные нужды, а в России этот процесс тормозят издержки и налогообложение. "Компания, которая решит передать продукцию в дар, платит налог, что делает благотворительность дороже утилизации, - говорит он. - Поэтому тонны еды оказываются на свалках".
Президент благотворительного фонда "Банк еды "Русь" Юлиа Назарова считает, что запрет на уничтожение того или иного товара сам по себе не решает проблему. "Важно не запрещать, а создавать условия, при которых переработка и повторное использование продуктов станут экономически и организационно возможными для производителей и торговых сетей", - говорит она. По ее оценке, на данный момент инфраструктуры для работы с пищевыми отходами внутри магазинов почти нет, количество утилизаторов и переработчиков может быть недостаточным, а с экономической точки зрения для сетей это будет накладно и может привести к операционному коллапсу.
"Важно не только закреплять понятия вроде "вторичных пищевых ресурсов", но и выстраивать систему стимулов и логистики, при которой переработка или передача на корм действительно будут работать на практике. Это вопрос не запретов, а эффективности и рациональности", - считает она.
Многие компании уже сегодня выбирают путь сокращения отходов: часть просроченной продукции сдают на переработку или используют для производства удобрений. Здесь также важно различать два направления: продуктосбережение (фудшеринг) и работа с пищевыми отходами - это разные задачи, требующие разных подходов, отмечает Назарова.
Когда речь идет, например, о передаче просроченных продуктов на корм животным, возникают "значительные бюрократические и финансовые барьеры". На каждую партию товара требуется ветеринарная сертификация, стоимость которой около 3 тыс. руб. Кроме того, отсутствуют четкие сроки получения сертификатов. И далеко не каждая организация может обеспечить длительное хранение товара, особенно просроченного, прежде чем получит документ, разрешающий официально передать его на корм животным.
А еще просто передача просроченных проблематична. Сначала продукты должны пройти переработку, а уже потом превращаться в корма и передаваться животным. В этом ключе нужны доработки, говорит Назарова.
Проблема неиспользуемых пищевых отходов обсуждается в РФ не первый год. Еще в 2019 году Совет по правам человека при президенте рекомендовал правительству снять законодательные барьеры для передачи пригодных к употреблению продуктов на благотворительность. Тогда же Роспотребнадзор предложил разрешить использование таких товаров для производства биоэнергии и удобрений. В феврале 2024 года правительство поддержало законопроект о фудшеринге. Но документ до сих пор не принят.