13 февраля
Ретейлеры считают, что роботизация российской торговли может помочь с нехваткой кадров
Ответом на ситуацию с нехваткой персонала в российских компаниях сферы торговли может стать повышение уровня цифровизации и роботизации отрасли - не только с точки зрения сокращения издержек, но и с целью популяризации работы в ретейле, считают представители отечественных компаний.
Вопрос кадров в российских торговых сетях обсуждался в понедельник на Форуме сервисной экономики, который состоялся в рамках Недели российского бизнеса - 2024, организованной Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).
"Мы ощущаем большой недостаток линейного персонала: это и продавцы, и работники складских помещений, и водители, и многие другие позиции. <…> Уровень роботизации, автоматизации как некий инструмент, чтобы максимально нейтрализовать эту проблематику, конечно, нами тоже рассматривается", - сообщила гендиректор "Магнита" Анна Мелешина.
Она отметила направление RetailTech - технологий, которые направлены на упрощение работы сотрудников компаний ретейла, а также на повышение цифровизации сервисов и услуг для покупателей. В свою очередь средства, которые высвобождаются в результате внедрения новых технологий, можно вкладывать в материальную мотивацию сотрудников.
Цифровизация как повышение привлекательности отрасли
Президент компании X5 Group (управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток", "Чижик") Екатерина Лобачева указала, что проблема с персоналом является вызовом на ближайшее время. По ее словам, единственный ответ на этот вызов - стать сервисной компанией для сотрудников. "Бесконечно конкурировать" по размеру заработной платы - это "путь в никуда", отметила топ-менеджер.
"Мы хотим создать в компании такую культуру, такую атмосферу, такую перспективу, чтобы ретейл стал не местом последнего выбора для наших соискателей, а местом первого выбора. Здесь наша общая задача - популяризация работы в ретейле, популяризация нашей отрасли. А для этого нам нужно приложить все усилия для облегчения физического труда, потому что сейчас это, конечно, является проблемой, потому что ретейл - это большое количество ручного физического труда", - сказала Лобачева.
По мнению топ-менеджера, отечественные компании будут работать над тем, чтобы в отрасли становилось меньше ручных физических процессов - чтобы они могли совершаться дополнительными роботизированными средствами.
Гендиректор Wildberries Татьяна Бакальчук также отметила, что один из стоящих в настоящее время вызовов - это кадровый вопрос.
"Мы тоже смотрим в сторону роботизации, и это, кстати, совпадает с тем, что те самые люди, которые должны приходить работать с нашими площадками, тоже не особо горят желанием выполнять какие-то стандартные истории. Они хотят быть личностями, хотят распоряжаться своим временем, своими деньгами, где они работают, когда работают, за сколько работают", - сказала Бакальчук.
Соотнесение планов возможностям
Статс-секретарь - замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов в свою очередь обратил внимание на то, что нехватка кадров в настоящее время действительно отмечается в различных отраслях экономики. Высокий спрос на квалифицированных специалистов есть и в ретейле.