10 августа
Россия может стать основным экспортером водки в мире
Экспорт водки из России можно увеличить до $500 млн, то есть в три раза по сравнению с показателем 2019 года, сообщает подведомственный Минсельхозу центр «Агроэкспорт» со ссылкой на президента Союза производителей алкогольной продукции (СПАП), вице-президента ГК «Руст» Игоря Косарева. Продвигая «русскую водку», отечественные производители могут занять лидирующие позиции на международных рынках, считает он.
Единственный российский продукт, который обладает аутентичностью, — это водка. «Мы не можем сказать, что у нас в стране придумали конфеты или электронику, но весь мир знает, что мы придумали водку», — прокомментировал «Агроинвестору» Косарев. Именно поэтому из 100 самых популярных брендов водки на международных рынках 18 имеют русские корни или ассоциацию с Россией, однако только один из них — «Русский стандарт» — принадлежит отечественной компании, в то время как самая популярна водка в мире — Smirnoff — американской.
Для эффективного продвижения российской водки за рубеж необходимо наличие портфеля сильных брендов, значительные (более $300 млн) инвестиции в технологии производства на территории России, ежегодная маркетинговая поддержка и оборотный капитал, так как цикл экспорта составляет более полугода, рассказывает Косарев. По его словам, также увеличению поставок могут способствовать классические инструменты: маркетинговая и финансовая поддержка, помощь в защите интеллектуальной собственности, льготное кредитование, субсидирование, но для этого необходимо снять некоторые законодательные ограничения.
В прошлом году отгрузки российской водки выросли на 8% по сравнению с 2018-м и достигли $162 млн в стоимостном выражении и 2,4 млн декалитров (дал) в пересчете на 100%-ный спирт. По сравнению с 2015 годом продажи за рубеж выросли примерно на 30% в натуральном выражении и на 36% — в денежном. В 2019-м российскую водку покупали 76 стран. В топ-3 импортеров в последние годы входят Латвия ($26 млн, — 6,1% от 2018-го), Великобритания ($25 млн, плюс 15%) и Германия ($23 млн, + 0,6%). В топ-10 стран-импортеров российской водки по итогам прошлого года также вошли Армения, Казахстан, Украина, США, Литва, Израиль и Болгария.
За первые шесть месяцев этого года экспорт в натуральном выражении составил 876 тыс. дал в пересчете на 100%-ный спирт, что на 2,6% больше, чем в прошлом году. Однако в стоимостном выражении показатели уменьшились на 3% до $61 млн (данные по ЕАЭС за январь-апрель). Снижение связано с тем, что бары, рестораны и клубы не работали несколько месяцев, а после открытия темпы возврата к тем уровням посещения, какие были до пандемии, не отличаются высокой скоростью, что связано с утвержденными нормами дистанцирования для посетителей, рассказал «Агроэкспорту» Косарев. Еще один канал, показавший рекордное падение — GTR (global travel retail/duty free). «Очевидно, при сокращении авиасообщения между странами не стоило ожидать каких бы то ни было продаж», — добавил Косарев. Однако экспортные объемы обязательно восстановятся, уверен он.
Водка является одним из ключевых продуктов мирового рынка крепкого алкоголя наряду с виски. Глобальное производство виски оценивается на уровне 365 млн дал, водки — 335 млн дал. Далее следуют ром, бренди и джин. В стоимостном выражении объем мирового рынка водки превышает $40 млрд. По данным Statista, в 2020 году он будет равен $42 млрд, и до 2023 года ежегодно будет увеличиваться на 8%. Среднее потребление водки в мире оценивается на уровне 0,3 л на человека в год.
По данным ITC Trade Map, в прошлом году мировой импорт водки составил $3,2 млрд. Более 46% этого объема приходилось на США ($1,5 млрд), также в список крупнейших покупателей входили Великобритания ($146 млн), Франция ($128 млн), Германия ($123 млн) и Канада ($117 млн). Среди экспортеров водки Россия занимала третье место с долей 7,4%, значительно уступая Швеции (21%) и Франции (19%).