21 сентября

Рынок продуктов из альтернативного сырья набирает обороты. Появятся ли в меню россиян бургеры с котлетами из нута и личинок мух

Рынок инновационных продуктов питания, таких как мясо и яйца из растительного сырья, альтернативные молочные продукты, растет на глазах. По оценкам Deloitte, в 2020 году мировые продажи растительного мяса составили $12 млрд, по прогнозу, через пять лет они достигнут $30 млрд. Эксперты утверждают, что скоро и мы начнем завтракать омлетом из белковой суспензии и поджаривать стейки из нута.

Вице-премьер и министр промышленности и торговли Денис Мантуров, побывавший на Международном форуме инновационных технологий в пищевой индустрии и сельском хозяйстве Innofood в Сочи, считает, что государству нужно поддерживать это направление, а нам - менять отношение к альтернативному мясу.

Министр признался, что сам "пока адаптируется" к предложениям производителей использовать растительный белок в качестве альтернативы животному. На выставке были представлены бургеры с котлетой, которая состоит из растительных белков с добавлением концентрата личинки мух черной львинки, овощей и аквафабы. "Наверное, нужно чуть-чуть поработать с ментальностью всем нам здесь присутствующим, и черная львинка может "зайти". Но нужно постараться", - цитирует его РБК.

Действительно, современные технологии в сочетании с безграничной фантазией позволяют творить чудеса. Российские компании уже работают над созданием растительных яиц с подобием желтка и в "скорлупе". А израильская фирма Redefine Meat производит на 3D-принтере растительное мясо, которое невозможно отличить от обычной говядины. Для этого ученые разработали компьютерную программу, которая исследовала мясную текстуру. Чтобы воссоздать ее, был разработан рецепт на основе нута. С помощью послойного наращивания, называемого "биопечатью" живой ткани, можно контролировать его структуру, насыщать ткань жирами, влагой, добавлять запах и вкус, так что конечный продукт получается максимально похожим на оригинал. А в Испании разрабатывается технология, которая позволит "штамповать" 500 кг растительного мяса в час.

На Innofood тоже были представлены разработки в области 3D-печати пищевых продуктов, а также проекты по производству пищевых ингредиентов, которые до сих пор не производились в России.
 
По данным World Economic Forum, благодаря развитию пищевых технологий к 2029 году 10% рынка мяса будет приходиться на его растительные аналоги.

Флекситарианцы среди нас

Валерия Родина, исполнительный директор Союза производителей продукции на растительной основе:

Растительное мясо - это тренд 2021 и 2022 годов. Раньше в России был повышенный спрос на растительное молоко, потребителям было интересно попробовать. Сейчас он продолжает расти, однако динамика замедлилась. А производители мяса на растительной основе активно проводят маркетинговые кампании, спрос растет, и в перспективе оно займет до 5% мясного сегмента. Этому способствует повышение доступности такой продукции - как растительное молоко, так и растительное мясо стали дешевле, причем некоторые наименования стоят меньше традиционных продуктов. Поэтому потребители могут проголосовать рублем. В России этот сегмент начал бурно развиваться с 2018 года. До этого производителей продуктов на растительной основе можно было по пальцам пересчитать. Причем в большинстве это были предприятия малого и среднего бизнеса, для которых это направление деятельности было основным. Но в последние годы в данный сегмент приходят крупные компании из традиционных сфер АПК. Их задача - диверсифицировать производство, занять перспективные ниши рынка.

И это не беспочвенно - ежегодно спрос растет на 20%. Интерес к растительной продукции проявляет все больше обычных потребителей, не только веганы и вегетарианцы. Набирает популярность флекситарианство - когда люди периодически отказываются от пищи животного происхождения в пользу растительной еды. Производители перестают ориентироваться только на веганов, хотя они остаются их основной целевой аудиторией. Теперь они хотят сообщить, что их продукт подходит для всех! Он не содержит элементов животного происхождения, гармонизирован по составу, относится к "зеленой" корзине питания. Поэтому все больше людей выбирает молоко, мясо, сыры на растительной основе для того, чтобы разнообразить свой рацион.

Если говорить о трендах в целом, то в 2019-2020 годах отмечен динамичный спрос на растительное молоко, в 2021-м на первое место вышло растительное мясо - появилось много российских производителей. В 2022-м ожидается появление еще большего числа растительных сыров, рыбы, расширение ассортимента мясных деликатесов, появление растительного аналога куриного яйца российского производства. Его разработкой занимаются несколько отечественных компаний - как в виде жидкого продукта для приготовления омлета, так и полноценного яйца с подобием желтка и в "скорлупе". Сегодня индустрию растительных продуктов составляют более 50 российских производителей.