23 августа

Смесь сырья с инфляцией. Детское питание может подорожать

Nestle с сентября из-за девальвации рубля повышает на 9% отпускные цены на детское питание, включая заменители грудного молока. В нынешних условиях ритейлерам придется поддерживать спрос, снижающийся из-за падения рождаемости в стране, за счет увеличения доли промо, полагают эксперты. Валютная нестабильность привела к росту цен на целый ряд продуктов — от мяса курицы, индейки до кофе и чая. Это усугубляет инфляционные риски, что уже стало всерьез беспокоить власти.

Nestle с 4 сентября повышает на 9% отпускные цены на детское питание, в том числе заменители грудного молока (NAN, Nestogen, Nestlе и Gerber), готовые завтраки (Nesquik, Cosmostars, «Хрутка») и растворимые напитки из какао, следует из имеющихся у “Ъ” писем ритейлерам. Получение письма подтвердили в одной из крупных сетей. Аналогичные уведомления разосланы и дистрибуторам несетевой розницы, говорит собеседник “Ъ” на рынке. В самой компании отказались от комментариев.

Nestle объясняет подорожание детского питания серьезным снижением курса рубля — более чем на 30% с начала 2023 года, а в случае с напитками из какао — еще и ростом мировых цен на сырье и сахар.

На товарной бирже в Нью-Йорке стоимость какао-бобов 22 августа достигала $3,33 тыс. за тонну, что на 23% больше, чем в январе. Основной рост цен на сахар наблюдался с начала этого года, но уже с 12 июля оптовые цены в среднем снизились примерно до 60 руб. за 1 кг, пояснил источник “Ъ” из числа сахарозаводчиков.

 

В Минсельхозе заявили “Ъ”, что «дополнительно уточнят» позицию Nestle. Там подчеркнули, что в целом в РФ «стоимость базового сырья для детского питания и готовых завтраков стабильна».

Вслед за Nestle о повышении цен могут объявить другие производители детского питания, полагает партнер НЭО Альбина Корягина. Основными производителями заменителей грудного молока в РФ помимо Nestle являются Danone («Тёма», Aptamil) и InfaPrim (Nutrilak, «Нутриген», «Винни»), выпустившие в 2021 году совокупно около 32 тыс. тонн продукции при внутреннем потреблении в 40 тыс. тонн, уточняет гендиректор Streda Consulting Алексей Груздев. В Danone и InfaPrim на запрос “Ъ” не ответили. В АО «Прогресс» («Фруто Няня») возможное повышение цен именно на свою продукцию не прокомментировали, но назвали такой шаг «предсказуемым из-за роста стоимости сырья, логистики и расходов на персонал».

Предстоящее повышение цен не полностью компенсирует издержки Nestle, считает исполнительный директор «Русбренда» (объединяет в том числе производителей детского питания) Алексей Поповичев. «В России производится 70–80% заменителей грудного молока, но сырье на 90% импортное»,— поясняет он. По этой причине, напоминает Альбина Корягина, молочные сухие смеси для детей еще в 2022 году подорожали на 17% год к году, в первом квартале этого года рост продолжился.

В 2019 году в Госдуме пытались инициировать возможность включения детского питания в список социально важных товаров, что позволило бы установить на него предельно допустимые цены в рознице. Но идея не реализовалась. «Из-за девальвации рубля дорожают целые группы продовольствия, и сегмент детского питания не исключение»,— отмечает госпожа Корягина. Так, в последнее время об увеличении цен объявили производители курицы, индейки, яиц, майонеза, чая, кофе (см. “Ъ” от 791421 августа). На эту проблему 22 августа обратил внимание Владимир Путин, заявивший, что в стране растут инфляционные риски и власти должны сдерживать рост цен.

К увеличившимся издержкам в сегменте детского питания добавляется фундаментальная проблема, связанная, по словам господина Поповичева, с демографическими факторами.

Снижение рождаемости уже привело к сокращению продаж детского питания в натуральном выражении.

По данным NielsenIQ, в первой половине 2022 года этот показатель сократился на 11,2% год к году, в январе—июне 2023 года — на 2,2%. Продажи готовых завтраков в первом полугодии этого года снизились на 15% год к году, в то время как за тот же период 2022 года — на 5,5%.

Для удержания спроса на фоне роста цен ритейлеры могут увеличить долю промо в сегменте детского питания, считает директор «Яков и партнеры» Олег Шендерюк. В X5 Group «Магните», «Ленте», Metro не ответили на запрос “Ъ”. Впрочем, господин Шендерюк признает, что сейчас доля промо уже составляет 20–30% в немолочных детских продуктах, 30–40% — в молочных, а в отдельных категориях — 60%.