27 октября
Стоит того: ритейлеры предупредили о проблемах с продуктами в случае фиксации цен
Торговля предупредила о возможных проблемах с поставками продуктов из-за фиксации цен в долгосрочных контрактах с поставщиками. Соответствующий законопроект ранее разработал Минсельхоз. Появление документа вызвало опасения у бизнеса — ассоциация АКОРТ подготовила письмо в министерство. В компаниях считают, что фиксация стоимости может привести к серьезным последствиям — товары перетекут на серый рынок, а торговые сети столкнутся с убытками и трудно прогнозируемой ситуацией на рынке. В Минсельхозе же, напротив, полагают, что годовая фиксация цен в контрактах стабилизирует стоимость продуктов. В Минпромторге уточнили, что сейчас проходят экспертные обсуждения документа. Поможет ли новая инициатива властей стабилизировать ситуацию с ценами — в материале «Известий».
Почему ритейл против годовой фиксации цен
Фиксация цен на продовольственные товары в долгосрочных контрактах может привести к проблемам с поставками продукции. Об этом говорится в письме Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) на имя главы Минсельхоза Оксаны Лут (документ есть у «Известий»).
Причиной опасений ритейлеров стали поправки, которые министерство предлагает внести в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». Они призваны законодательно закрепить долю прямых долгосрочных договоров с фиксированной (формульной) ценой торговых сетей с поставщиками на социально значимые товары.
Как писали «Известия», министерство подготовило проект изменений минувшим летом. Однако их сразу раскритиковал ритейл, который заявил, что в случае заключения таких контрактов он может стать заложником своих обязательств и оказаться в невыгодных условиях по сравнению с другими участниками рынка. После этого Минсельхоз смягчил требования, но от фиксированной стоимости не отказался. Министерство всего лишь предложило, что стороны смогут самостоятельно устанавливать цену или формулу ее расчета. Ранее эту функцию предлагалось передать правительству. При этом основные условия контрактов сохранились: срок действия — от одного года, а минимальная доля продаж по таким договорам будет поэтапно увеличиваться. В 2026 году она составит 80% от общего объема поставок, в 2027 — 85%, а к 2028 году достигнет 90%.
«Опыт прошлых лет (ценовые колебания на гречку, сахар, подсолнечное масло, яйца и т.п.) показывает, что подобные феномены труднопрогнозируемы, не поддаются регулированию, а при попытках его введения приводят к перетоку объемов регулируемой продукции на серый рынок и негативным изменениям в инвестиционных планах хозяйствующих субъектов. В связи с этим, цель законопроекта, определяемая как обеспечение стабильности рыночных цен (в условиях рыночной экономики) представляется недостижимой», — говорится в письме.
Также в нем отмечается, что стабильность стоимости не достигалась даже в условиях централизованного планирования. «Предлагаемый законопроектом запрет на изменения в течение года и невозможность одностороннего отказа от выполнения договора формирует риск того, что любая даже незначительная ошибка в «формуле цены» несет фатальные последствия для сторон договоров поставки», — считают представители торговли.
При этом они отмечают, что торговые сети и производители поддерживают развитие долгосрочных взаимоотношений. Однако в ситуации рыночного ценообразования на компоненты производства пищевой продукции установить госрегулирование рыночной стоимости, сохранив при этом рентабельность производства, не представляется возможным.
В связи с этим бизнес считает, что наиболее оптимальным вариантом станет стимулирование производителей к заключению долгосрочных контрактов между производителями и переработчиками сырья, что позволит снизить волатильность в секторе и обеспечить стабильность себестоимости, а, значит, и цены для конечного потребителя. Также они предлагают властям учесть практический и позитивный опыт лидеров розничной торговли, развивающих проекты агроконтрактов и агроагрегаторов с производителями.
— Подготовка обращения связана с обеспокоенностью всех участников товаропроводящей цепи рисками, которые возникают в связи с введением обязательной доли долгосрочных договоров с фиксированной либо формульной ценой между торговыми сетями и поставщиками продуктов питания. Доля таких договоров в течение года меняется в зависимости от сезонности и переговорных кампаний с поставщиками. Например, когда заканчиваются запасы отечественных овощей борщевого набора, действие долгосрочных контрактов прекращается и начинается новая переговорная кампания на новый сезон, — пояснил «Известиям» председатель президиума АКОРТа Станислав Богданов.
По его словам, обязанность круглогодично обеспечить 80–90% продаж товаров в рамках долгосрочных контрактов по всем товарным категориям трудновыполнима.
— Это исключает из уравнения потребителя, который должен иметь широкий выбор и сам решать, какие товары ему покупать. Если поставщики будут вынуждены заключать с сетевым ритейлом в основном долгосрочные контракты, есть риск, что им станет невыгодно работать с легальной розницей. Сократится ассортимент, вырастет стихийная торговля или появится черный продовольственный рынок, — пояснил Станислав Богданов.
Он также отметил, что ценовые колебания на основные продовольственные товары имеют комплексную природу, на которую влияют множество внешних факторов: мировая конъюнктура, климат, региональные особенности, инфляционные затраты, кадровая ситуация.
— Спрогнозировать и учесть все эти факторы заранее на годовом отрезке трудно, а предлагаемый запрет на пересмотр условий контрактов может поставить в невыгодное положение и производителей и торговлю. Любая неточность или ошибка в формуле цены может привести к значительным убыткам, ставя под угрозу стабильность поставок, — подчеркнул Станислав Богданов.
Плюсы и минусы фиксации цен
Законодательная инициатива прорабатывается совместно с депутатами Госдумы и Минпромторгом с целью сохранения стабильной ценовой ситуации на социально значимые продовольственные товары, сообщили «Известиям» в пресс-службе Минсельхоза.
— Предполагается, что производители и торговые сети будут самостоятельно определять цену продукции на долгосрочный период, — пояснили «Известиям» в министерстве, воздержавшись от комментариев относительно позиции бизнеса.
В Минпромторге «Известиям» в свою очередь подтвердили, что работа на законопроектом ведется совместно с Минсельхозом, депутатами Госдумы и отраслевым сообществом.
— Сейчас мы сошлись на том, что нужно устанавливать требования по долгосрочным контрактам по ключевым видам продукции, где необходимо обеспечить отсутствие значительных скачков стоимости. Ведем переговоры с коллегами в части форматов работы с ней. Вариант, предложенный нами, — это «вилка» цен. Коллеги из Минсельхоза предлагают рассмотреть возможность фиксации или установления формулы цены в долгосрочном контракте на основе взаимных договоренностей поставщика и покупателя, — пояснил статс-секретарь — замглавы Минпромторга Роман Чекушов.
По его словам, на данный момент проходят экспертные обсуждения. Мы не форсируем этот вопрос, поскольку за последние несколько месяцев, начиная с мая, мы не фиксируем большой инфляции по потребительской корзине, пояснил он.
— Отмечу, что уже в этом сезоне сельхозтоваропроизводители и наши торговые сети заключают долгосрочные контракты, не дожидаясь какого-либо регулирования. Объем таких контрактов достаточно большой. Однако такие договоры по большей части носят рамочный характер, что и призвана изменить обсуждаемая инициатива, — пояснил замминистра.
В Госдуме «Известиям» сообщили, что про законопроект Минсельхоза пока не знают.
— В аграрный комитет официально не поступал этот законопроект. Как поступит, будем обсуждать его с отраслевым сообществом — особенно с теми производителями, чья деятельность сопряжена с высокой волатильностью стоимости и объемов производства, — сообщила «Известиям» зампред комитета Юлия Оглоблина.
В комитете Госдумы по защите конкуренции также про инициативу пока не слышали. При этом там отметили, что законодательное введение долгосрочных контрактов обсуждается очень давно.
— Личной мной разрабатывалась такая инициатива, но она основывалась не на фиксации цен, а на долгосрочных контрактах по объемам поставляемой продукции. Например, если ты занимаешься производством птицы, то по ней цикл полтора года, — пояснил «Известиям» зампред комитета Сергей Лисовский.
По его словам, заключение таких контрактов — мировая практика, но в России сейчас нужно учитывать высокий уровень инфляции: цены на товары в январе этого года не сопоставимы с ценами в октябре. Поэтому автоматически переносить практику заключения долгосрочных контрактов неправильно, считает депутат. При этом он отметил, что даже в мировой практике допускается колебание стоимости до 10% в зависимости от конъектуры, сезонности и других обстоятельств.
— Поэтому если у нас вводить такую меру, то нужно установить возможность колебания цены. Если же ее зафиксировать, то торговые сети в случае скачка стоимости просто откажутся от этого продукта, чтобы не работать себе в убыток, — считает Сергей Лисовский.
«Известия» направили запрос в Руспродсоюз, а также в крупнейшие торговые сети.
— Об этой инициативе мы впервые услышали от главы Минсельхоза Оксаны Лут еще в июле, а конкретные положения инициативы мы обсуждали на Общественном совете при министерстве в октябре, — заявил «Известиям» заместитель председателя совета ассоциации «Народный фермер» Бабкен Испирян.
По его словам, все помнят ситуацию со скачками цен на яйца, овощи, масло.
— Тогда виноватыми пытались выставить почему-то нас — сельхозпроизводителей. Между тем, регулятором торговой политики является Минпромторг, а решение проблемы лежит в плоскости торгового законодательства. В этой связи, законопроект — первый шаг в направлении систематизации и стабилизации договорных отношений с сетями. В этом отношении мы с Минсельхозом солидарны, — отметил он.
По его словам, фермерам нужна стабильность и предсказуемость сбыта, а министерству — продукты на полках магазинов.
— Когда картофель в прошлом году был флагманом роста инфляции, мы были инициаторами фиксации цен между сетями и сельхозпроизводителями по примеру того, как это работает у нас с переработчиками. Но тогда мы говорили исключительно про овощи борщевого набора. Наше предложение было сформулировано с целью поддержания доходности сельхозпроизводителей, которую можно было потом реинвестировать в развитие производства и улучшение качества картофеля и овощей. А также, чтобы избежать резких скачков цен, — пояснила «Известиям» руководитель аппарата Союза участников рынка картофеля и овощей (Картофельный союз) Татьяна Губина.
По ее словам, когда с сетями договориться не удалось, это вышло на уровень законотворчества, однако, в том варианте, как это предлагается сейчас, производителям картофеля не очень интересно. Поэтому необходимо садиться за стол переговоров и обсуждать эту ситуацию. В том числе, возможно, надо сначала запустить пилотные проекты с фиксацией объемов и цен, но не всей продовольственной продукции. Ведь, например, кондитерские товары очень сложно регулировать, так как там много составляющих: мука, сахар и т.д.
По словам Татьяны Губиной, производители сегодня уже ведут работу с сетями по заключению долгосрочных контрактов, но без фиксации цен.