28 февраля

Топилин: Нужно слышать сигналы бизнеса о проблемах из-за санкций

Не стоит опасаться отключения России от SWIFT, поскольку в стране есть альтернатива системе, а для облегчения последствий других санкций Запада власти должны оперативно реагировать на сигналы бизнеса. Об этом заявил глава Комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин, сообщается на сайте Госдумы.

25 февраля, после того, как было принято решение о вводе в ДНР и ЛНР Российской армии для помощи в связи с агрессией украинских силовиков, в отношении РФ был введен самый серьезный с 2014 года пакет санкций ЕС. В частности, с 12 апреля доступ правительства, Центробанка, Альфа-банка, «Открытия», банка «Россия» и Промсвязьбанка к европейскому рынку капитала ограничат. Финорганизациям запретили размещать, продавать, покупать, или иным образом использовать ценные бумаги и другие кредитные инструменты, выпущенные после 12 апреля. Те же ограничения распространяются на любые крупные финансовые структуры с более чем 50-ти процентным участием РФ, и структуры, играющие важную роль в поддержке России, ее правительства или Центробанка. ЕС также запретил государственное финансирования торговли с Россией или инвестиций в РФ за исключением инвестиций в малый и средний бизнес, сельское хозяйство, на медицинские или гуманитарные нужды.

«Есть банки, которые не попали под санкции, — они могут подхватить эти процессы. Потребуются изменения в контракты, но это все решаемо: другие банки могут обслуживать бизнес-контракты предприятий в долларах на поставку чего‑то куда‑то. Просто это потребует времени и трудозатрат. Но сейчас очень важно, чтобы на местах — в регионах, на федеральном уровне — все это четко бы отслеживалось и мы бы слышали сигналы от бизнеса, от экономических структур, где у них проблемы с расчетами или другие сложности: надо слышать эти сигналы и перестраивать возможные цепочки взаимодействий», — сказал Топилин.

По его словам, для это необходима обратная связь, и если малые и средние предприятия испытывают сложности, «это нужно очень быстро подхватывать и реагировать». Парламентарий привел в пример работу, которая проводилась в связи с последствиями пандемии и кризиса 2008 года, когда рабочие группы Госдумы отслеживали ситуацию. Депутат также отметил, что российскому экспорту может потребоваться перестраиваться на другие рынки, например, в Азии и Латинской Америке.

Что касается отключения от международной системы SWIFT, ей есть альтернативы, заверил депутат, а внутренних платежей санкция не коснется. «Для внешних поставок будем каким‑то другим образом передавать информацию об этих платежах, тем более если, как они говорят, это произойдет с ограниченным количеством банков. SWIFT — это просто техника», — сказал он. Топилин допустил, что в первое время будут неудобства, но позже, возможно, «специалисты придумают что‑то более эффективное».

В то же время Топилин подчеркнул, что важно изучать документы о санкциях, поскольку общие заявления могут сильно отличаться от того, что действительно прописано на бумаге. Он заметил, в частности, что ограничения для счетов физлиц в Великобритании и ЕС в £50 тысяч и €100 тысяч — «абсурд»; эта мера напротив поспособствует притоку в страну российского капитала.

Днем ранее стало известно, что главы МИД Евросоюза согласовали новый пакет санкций в отношении России. Министры иностранных дел в том числе договорились об отключении от SWIFT попавших под санкции российских банков. Активы Центробанка РФ, в соответствии с решением глав МИД ЕС, будут заморожены.

Утром 28 февраля Минфин Великобритании объявил о санкциях против Банка России. Речь идет о запрете транзакций, связанных с ЦБ РФ, Минфином и Фондом национального благосостояния. Отмечая кардинальные изменения внешних условий для российской экономики, Центробанк заявил о решении повысить ключевую ставку сразу до 20% годовых, чтобы «поддержать финансовую и ценовую стабильность и защитить сбережения граждан от обесценения».

Ранее в интервью «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков назвал отключение России от SWIFT «не смертельным». Он отметил, что ей создан российский аналог — система передачи финансовых сообщений, через которую можно проводить все взаиморасчеты.