У госпрограмм выявлен бурный рост эффективности

Белый дом подвел итоги их исполнения в 2020 году

В 2020 году эффективность исполнения государственных программ, по расчетам Минэкономики, выросла чуть ли не вдвое, до 91,1% против 53,6% годом ранее. Чиновники такой впечатляющий результат связывают с антикризисными полномочиями правительства по «перебрасыванию» бюджетных средств между мероприятиями госпрограмм, а также с выделением в 2020 году дополнительных денег на антикризисные меры. Впрочем, для части госпрограмм антиковидные ограничения сработали в минус — например, закрытие театров и музеев не позволило выполнить цели по их посещаемости.

Правительство вчера подвело итоги исполнения госпрограмм в 2020 году. Как сообщил на заседании кабмина премьер-министр Михаил Мишустин, на реализацию 43 программ было направлено около 15 трлн руб., что составляет примерно три четверти бюджетных расходов. Поясним, госпрограммы, по сути, являются описанием бюджетных расходов и их взаимосвязи с теми или иными стратегическими целями властей.

В рамках годового доклада оценивалась 41 госпрограмма — средняя оценка их эффективности, как следует из материалов Минэкономики, составила 91,1% против 53,6% годом ранее, когда оценивалось 32 программы.

Оценка складывается из нескольких критериев, таких, например, как кассовое исполнение и выполнение мероприятий, решающую роль при этом играет достижение заявленных целевых показателей. Как пояснил глава Минэкономики Максим Решетников, рост показателя во многом обусловлен антикризисными полномочиями правительства, позволившими «перекидывать» средства между мероприятиями госпрограмм.

Высокоэффективными признаны 14 госпрограмм — по сравнению с прошлым годом этот список увеличился почти втрое. Среди них — программа соцподдержки граждан, ее эффективность оценивается в 96,3%. По словам Максима Решетникова, свою роль в этом результате сыграли социальные выплаты гражданам в связи с коронавирусом. Резкий скачок эффективности у госпрограммы развития транспортной системы, по итогам 2019 года она была признана низкоэффективной, а сейчас вошла в перечень высокоэффективных. Связано это, впрочем, с выделением дополнительных средств на строительство и ремонт дорог — в минувшем году на это было направлено 100 млрд руб.

Эффективность выше средней продемонстрировали 12 госпрограмм — например, экономического развития (93,6%) и развития здравоохранения (93%). Ниже среднего эффективность у 14 программ — это, в частности, развитие фармацевтической промышленности (83,5%) и образования (84,2%).

По словам Максима Решетникова, на многие программы оказали влияние ковид и ограничительные меры.

В качестве примера он привел госпрограмму развития культуры (76%) — в связи с закрытием театров и музеев не были выполнены показатели по их посещению — и программу содействия занятости (81,3%), на исполнение которой повлиял рост безработицы. Низкоэффективной признана всего одна программа, которая и в 2019 году получила такую же оценку,— развития космической деятельности (75,9%).

Отметим, госпрограммы из года в год являются предметом критики — Счетная палата ранее рекомендовала сделать их более лаконичными и четкими в плане разделения управления проектами и процессами. Предпринимая очередную попытку повысить эффективность госпрограмм, в начале года Минэкономики внесло в Белый дом предложения по их синхронизации с нацпроектами и по повышению их гибкости (см. “Ъ” от 29 января). Ведомство предложило сократить количество целевых показателей и «погрузить» в них национальные цели, разделить на процессную (текущая работа) и проектную (достижение какого-то результата) части, а также наделить профильных вице-премьеров полномочиями по «перебрасыванию» средств внутри проектной части по аналогии с нацпроектами. Кроме того, было предложено признать госпрограммы источником расходных обязательств — на основе «строчки» в этом документе могли бы заключаться госконтракты. Сейчас, как сообщил министр, такой проект постановления правительства «находится на финальной стадии рассмотрения».