20 июня
Владимир Путин предложил направить доходы от экспортных пошлин на развитие села
По словам вице-премьера Виктории Абрамченко, объем ежегодного дополнительного финансирования комплексного развития сельских территорий за счет средств, полученных от введения пошлин на некоторые сельхозтовары, составит 10 млрд руб., средства могут начать выделять уже с 2022 года. Она также отметила, что в рамках программы развития сельских территорий получено около 500 заявок, которые пока не обеспечены деньгами. Ключевыми проектами благоустройства села стали инфраструктурные и спортивные объекты, а также фельдшерско-акушерские пункты. Объем поступлений средств в бюджет России от экспортных пошлин составил 175 млрд руб., добавила Абрамченко.
Союз экспортеров зерна позитивно относится к идее возврата средств, собранных от экспортных пошлин, обратно в сельское хозяйство, говорит председатель правления союза Эдуард Зернин. По его словам, программа комплексного развития сельских территорий — важная составляющая инвестиционного процесса в отрасли, ее реализация повышает привлекательность агросектора как перспективного работодателя.
Директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда поддерживает любую инициативу, направленную на увеличение финансирования развития сельских территорий. Однако пошлины — это недополученные доходы именно производителей зерна, масличных и подсолнечного масла, подчеркивает она. Поэтому вопрос о том, на что их тратить, может иметь много ответов. «Наш центр обосновывал необходимость использования пошлин, например, по зерну, для перераспределения между зернопроизводителям пропорционально их доле в продажах зерна вне зависимости от того, внутри или вне страны зерно использовалось, так как введение пошлин привело к снижению цен для всех них», — рассказала эксперт «Агроинвестору». По ее мнению, Россия может сохранять свои доминирующие позиции в мире тогда, когда производители будут повышать эффективность своего производства не в меньшей мере, чем это могут сделать аграрии других стран, но введение пошлин снижает эти возможности.
В этом году, согласно Закону о федеральном бюджете, планировалось вернуть в сельское хозяйство существенно меньше средств, чем принесли пошлины, продолжает Шагайда, причем претендовать на средства могли не только производители зерна, но и, например, винограда. С одной стороны, хорошо, что удалось добиться того, что из планируемых на 2022 год 96 млрд руб. (такая сумма была в пояснительной записке к проекту закона о федеральном бюджете) собранных пошлин с экспорта зерна и подсолнечного масла часть средств вернется в сельское хозяйство и на развитие села. Но, с другой стороны, не совсем понятно, почему социальное развитие ставится в зависимость от экспорта, рассуждает Шагайда. «Там живут такие же люди, как и в городе, и они имеют такие же права на доступ к государственным услугам: доступным хорошим школам, больницам, благоустройству», — прокомментировала она.
Летом прошлого года в России заработал механизм плавающей пошлины на пшеницу. При мировой цене пшеницы более $200/т, пошлина составляет 70% от разницы базовой цены и $200. Для ячменя и кукурузы индикатор установлен на уровне $185 за тонну. Также тогда сообщалось, что деньги, полученные от взимания пошлин, предполагается возвращать в сельское хозяйство в виде субсидий. «Субсидии регионам будут распределяться исходя из объема произведенной продукции. Размер ставки субсидии аграриям утвердят власти регионов. За счет господдержки участники рынка смогут компенсировать до 50% затрат на производство продукции», — сообщалось на сайте правительства. Предполагалось, что механизм зернового демпфера должен создать долгосрочные понятные условия для работы зерновой отрасли и привлечь дополнительные инвестиции.